Россия укрепляет свои позиции на недавно занятых территориях Украины, открывая филиалы своих крупнейших государственных банков в таких городах, как Мариуполь, пишет The Financial Times.
Кремль поощряет компании входить в украинские регионы, захваченные силой во время начала военного конфликта в 2022 году. Хотя многие бренды по-прежнему избегают этих регионов, опасаясь западных санкций и рисков ведения бизнеса в зоне боевых действий, два крупнейших российских государственных кредитора, Сбербанк и ВТБ, прислушались к этому призыву.
Сбербанк, попавший под западные санкции в 2022 году открыл 130 банкоматов и 48 точек в «новых регионах», которые Москва называет восточной и южной Украиной, включая полноформатные отделения. «Сбербанк уже обслуживает около 70 000 человек и планирует расширять свой бизнес там», — сообщается в заявлении.
В этом году президент Владимир Путин заявил государственным компаниям, что им «нечего бояться» открывать магазины в новых регионах. «Вам нужно с большим энтузиазмом отправляться на эти территории и начинать там работать», — сказал Путин руководителям российского финансового сектора. «Все, чего вы боялись, — санкции — уже произошло. Так чего же бояться?», — добавил он.
Москва заявила, что Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская области Украины являются конституционной частью РФ. Она не полностью контролирует все земли, на которые претендует, и продолжает пытаться силой захватить еще больше регионов, которые международно признаны за Украиной.
Среди новых отделений Сбербанка — полдюжины «мобильных офисов» в Мариуполе. ВТБ, который также находится под санкциями с 2022 года, объявил, что начнет обслуживать клиентов в стационарных офисах в Мариуполе к концу года. В июле глава банка Андрей Костин был запечатлен перерезающим ленточку в первом отделении в Луганске.
«Это не просто новое отделение. Это еще один важный этап процесса интеграции региона в экономику страны», — цитирует Костина государственное информационное агентство ТАСС.
До недавнего времени крупные российские ритейлеры, банки и другие компании опасались открыто работать в таких регионах, как Крымский полуостров, Донецкая и Луганская области.
Ранее банковские услуги на полуострове предоставляли кредиторы, специально развернутые для выполнения задач, которые могут повлечь за собой западные санкции. Это например Промсвязьбанк, который работает на оборонную промышленность. Промсвязьбанк также первым вышел на новые занятые территории и сейчас насчитывает почти 400 отделений в Донецкой и Луганской областях.
На новых территориях начинают появляться и другие потребительские предприятия, однако большинство российских торговых сетей и брендов с известным именем все еще опасаются выходить на рынок. Компании, открыто работающие на новых территориях, рискуют попасть под западные санкции.
После того как в марте министр торговли и промышленности Денис Мантуров объявил о начале работы российских онлайн-площадок в занятых районах, а врио главы Донецкой области Денис Пушилин назвал эти площадки, Ozon и Wildberries, лучшими российскими аналогами Amazon, обе компании быстро выступили с опровержениями, ссылаясь на отсутствие логистических и транспортных мощностей компании.
Вместо этого жители новых регионов прибегают к услугам неофициальной курьерской службы, заказывая товары по адресам на юге России. Откуда местные предприниматели затем доставляют посылки в новые регионы. Торговля координируется через социальное приложение Telegram, а заказчики платят за доставку около 15 процентов наценки.
Но этим летом Промсвязьбанк запустил собственную торговую площадку PSB Market, работающую только в новых регионах. Там продаются западные товары, такие как iPhone, кроссовки Adidas и электрические зубные щетки Oral-B, но платформа выглядит неуклюжей и грубо сделанной, по сравнению с более удобными Ozon и Wildberries. Цены тоже заметно выше, особенно на потребительскую технику.
Открытие филиалов на новых территориях служит для российских брендов способом продемонстрировать свои патриотические качества. Сеть ресторанов Black Star Burger, совладельцем которой является прокремлевский рэпер Тимати, в июне заявила, что откроет заведения в Мариуполе и Херсонской области.
По данным российской налоговой службы, в 2023 году в «новых регионах» было зарегистрировано более 2 500 компаний. Предполагается, что это будут как вновь созданные предприятия, так и перерегистрированные или экспроприированные.
Многие украинцы, бежавшие из региона, позже обнаружили, что их магазины переданы в другие руки, новым местным владельцам или прибывшим из России.
С 2023 года наиболее заметным поставщиком продуктов питания на новых территориях является сеть «Первый республиканский супермаркет». Сейчас она управляет более чем 70 магазинами по всей Донецкой области.
Ранее сеть принадлежала украинскому ритейлеру «АТБ-Маркет». Теперь в российском корпоративном реестре сеть числится за Натальей Захарченко, вдовой Александра Захарченко. Захарченко — бывший избранный Кремлем лидер Донецкой народной республики, который погиб в результате взрыва в 2018 году.
Украинские следователи, наблюдающие за развитием событий на оккупированных территориях, говорят, что сектор розничной торговли и бизнес в регионе в целом все еще очень похож на экономический дикий запад 1990-х годов в постсоветских странах.
«Все очень хаотично», — сказал журналист-расследователь из Херсонской области Олег Батурин изданию «Крым Реалии». «Оккупационные силы вернули все на уровень 35-летней давности».