FT: Решение Берлина рискует помешать свободному передвижению по Шенгенской зоне

Введение Германией контроля на всех своих сухопутных границах рискует вызвать эффект домино, который может сильно ослабить Шенгенскую систему беспрепятственного передвижения, считающуюся одним из величайших достижений ЕС, пишет Financial Times в статье “Германия открывает старые раны проверками на границе”.


Берлин ввел проверки в прошлом месяце в рамках комплекса мер по поддержанию правопорядка, принятых после того, как предполагаемый боевик Исиды из Сирии зарезал трех человек в западногерманском городе Золинген.

Теперь Франция заявляет, что последует этому примеру. Мишель Барнье, новый премьер-министр Франции, заявил во вторник в парламенте, что Франция может расширить пограничный контроль, «как это разрешено европейскими правилами и как это только что сделала Германия».

Это вызывает опасения за будущее Шенгенской зоны и символизируемой ею свободы передвижения, которая давно рассматривается гражданами ЕС как одно из величайших достижений европейского проекта.

Опасения особенно сильны в районах, расположенных вблизи внутренних границ ЕС. Полиция в таких местах теперь проверяет автомобилистов, которые десятилетиями без раздумий пересекали границу Германии, чтобы работать, ходить по магазинам или общаться.

«То, как мы живем, теперь под угрозой», — сказал Уве Конрадт, мэр города Саарбрюккен, расположенного на границе Германии с Францией. По его словам, ситуация напоминает ему мрачные дни 2020 года, когда Германия полностью закрыла границу с Францией, чтобы остановить распространение коронавируса. «Многие люди считают, что это вскрывает старые раны от пандемии, которые только начали затягиваться», — сказал он.

В июне 1985 года Западная Германия, Франция, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали в небольшом люксембургском городке Шенген соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах.

В настоящее время в Шенгенскую зону входят 25 из 27 членов ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Ее площадь составляет почти 4 млн кв. км, а население — около 420 млн человек.

Но правда в том, что уже много лет страны постепенно подтачивают Шенген. В настоящее время восемь стран-членов — Германия, Австрия, Словения, Италия, Дания, Швеция, Франция и Норвегия — проводят пограничные проверки по разным причинам: «нелегальная миграция», «риск террористической деятельности» или Олимпийские игры этим летом.

Брюссель утверждает, что действие Шенгенских правил может быть приостановлено только в чрезвычайных обстоятельствах. «Восстановление пограничного контроля должно оставаться исключительной, строго ограниченной по времени и крайней мерой, если установлена серьезная угроза государственной политике или внутренней безопасности», — заявил представитель Комиссии.

Но на практике эти условия не всегда выполняются. «Если я посмотрю на Германию, Нидерланды, Францию или Австрию, то нигде критерии [Брюсселя] не выполняются», — говорит Тинеке Штрик, член Европейского парламента от партии „зеленых“. «Существует большое беззаконие в отношении Шенгена».

Европейская комиссия до сих пор не возбудила ни одного дела о нарушении против стран, вводящих контроль на своих границах. И это снисхождение вряд ли изменится.

«Я не вижу, чтобы комиссия возбуждала какие-либо дела о нарушениях против тех, кто делает то, что хочет [на границах]», — сказал один из высокопоставленных дипломатов ЕС. Существует негласное соглашение о том, что теперь у нас больше свободы действий».

Действия Германии не столь драматичны, как кажется на первый взгляд. С середины октября прошлого года она проверяет людей, въезжающих из Польши, Чехии и Швейцарии, а с 2015 года — из Австрии. Кроме того, она ввела временные проверки на границах с Данией, Францией и странами Бенилюкса во время проведения футбольного чемпионата Евро-2024 прошлым летом.

Местные чиновники также отмечают, что новый режим, введенный 16 сентября, не оказал большого практического влияния на ситуацию: например, на границе нет больших пробок.

«Это разумный контроль», — говорит Бенджамин Фадавиан, мэр города Херцогенрат на границе Германии с Нидерландами. «Это не похоже на то, что они снова ставят барьер и говорят каждому, кто приезжает сюда, предъявлять паспорт».

Но потенциал разрушений остается огромным. По словам Гюнтера Гюлькера из Немецко-голландской торговой палаты (DNHK), ежедневно границу между Нидерландами и Германией пересекают около 50 000 человек в обоих направлениях, а также 100 000 грузовиков и фур.

«Транспортные группы сообщили нам, что каждый час ожидания в очереди влечет за собой дополнительные расходы в размере 100 евро для каждого транспортного средства», — сказал он. «Свободное перемещение товаров и людей является ценным активом, поэтому необходимо очень тщательно подходить к реализации подобных мер».

Несмотря на постепенный характер мер, принятых Германией, они вызвали недоумение у ее соседей. Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал его «неприемлемым», предупредив, что он означает «фактическую приостановку действия Шенгенского соглашения в широких масштабах».

Министр миграции Греции Никос Панагиотопулос заявил, что отдельные страны не должны в одностороннем порядке вносить изменения в систему пограничного контроля и предоставления убежища ЕС. «Мы должны договориться об этом, сев за стол переговоров и приняв решение как Европа, — сказал он, — потому что в противном случае все, что было построено до сих пор, рискует быть разрушенным».

Некоторые чиновники признали, что пограничные проверки не сдерживают нелегальную миграцию. Один дипломат ЕС из страны, где в настоящее время проводятся проверки, сказал, что они «скорее символические, чем эффективные».

Тем не менее, правые популисты Европы торжествовали. «В плане борьбы с нелегальной иммиграцией Германия следует примеру Италии», — заявила Ванда Ферро, заместитель секретаря министерства внутренних дел Италии. Виктор Орбан, венгерский лидер, поздравил Олафа Шольца в соцсети X, сказав: «Добро пожаловать в клуб!».

Подобные заявления вызвали у сторонников Шенгенской зоны опасения, что шаг Германии по расширению контроля может создать опасный прецедент. По словам официальных лиц, другие страны-члены ЕС уже рассматривают возможность принятия аналогичных мер.

«Настроение изменилось», — сказал высокопоставленный дипломат ЕС. «Больше нет табу на разговоры об этом».

Уве Конрадт сказал, что теперь существует «реальная опасность эффекта домино». «Германия — большая страна, и то, что мы делаем, всегда отражается на других», — сказал он.

Он считает новые меры контроля болезненным возвращением в дошенгенскую эпоху. Мэрия Саарбрюккена находится всего в 5 км от Франции, так что «для нас это все равно что пограничный пункт прямо посреди нашего города».

«Вопрос заключается в следующем», — добавил он. «Хотим ли мы Европу с открытыми границами или совсем другую Европу?»