В то время как Украина пытается выстоять под неустанным натиском России, страны «Большой семерки» все еще обсуждают передачу Украине замороженных российских резервов. Некоторые из них колеблются из-за предполагаемых рисков для финансовой стабильности. Другие ссылаются на юридические проблемы, несмотря на то, что известные юристы-международники одобрили эту передачу. Сомневающиеся значительно преувеличивают эти опасения и не учитывают стратегические выгоды, пишет американский банкир, бывший президент Всемирного банка Роберт Зеллик в статье для The Financial Times.
Возьмем сначала страхи. Страны держат резервы для защиты от макроэкономических рисков, а не для того, чтобы превзойти своих соседей. Если G7, включая ЕС, будут действовать вместе, другие страны не найдут хороших альтернатив для инвестирования своих резервов. Некоторые могут держать золото, но оно не является ликвидным. Даже несмотря на то, что Китай поощряет использование юаней в своей торговле, страны не полагаются на китайскую валюту для своих резервов, и это небезосновательно.
Китай и другие страны не держат доллары или евро, потому что они дружат с Европой и США. Напротив, они имеют положительное торговое сальдо, которое приносит иностранную валюту. Если бы Пекин обменял доллары или евро на юани, ему пришлось бы решать, куда инвестировать полученные средства, одновременно подрывая обменный курс своих экспортеров, что нанесло бы ущерб его торговле.
Более того, правительства и рынки уже предложили испытания. Страны «Большой семерки» и другие заморозили российские резервы на два года, не создав разрушительного, охлаждающего эффекта. Если страны считают, что они не могут завоевывать и аннексировать своих соседей, не теряя доступа к своим мировым резервам, это хорошо.
Государства-изгои всегда могли свободно национализировать иностранные инвестиции без компенсации или законных оснований. Большинство из них не делают так, потому что это перекрыло бы международные инвестиции. А страны G7 вряд ли будут держать свои резервы в российских рублях, венесуэльских песо или даже китайских юанях.
С небольшим риском рассмотрим дипломатические, экономические и юридические выгоды от перевода замороженных российских резервов на эскроу для Украины и, возможно, других заявителей. Россия ведет против Украины войну на истощение. Друзья Украины должны дать понять, что Москва не сможет пережить Киев; элегантной справедливостью было бы сделать это с помощью российских активов. Украина также выиграла бы психологически от большой, длительной демонстрации финансовой поддержки.
Если кто-то одобряет отправку оружия для борьбы с российскими солдатами, то кажется странным уклоняться от передачи российских активов украинским жертвам. Маловероятно, что правительства и их граждане отправят замороженные миллиарды обратно в Россию. И нам следует подумать, как конструктивно использовать эти резервы.
Обещание финансовой поддержки для выживания, восстановления и реконструкции может облегчить окончательное принятие Киевом урегулирования. Если Россия согласится на настоящее мирное урегулирование, хотя это и маловероятно, «Большая семерка» может вернуть часть средств.
Авторитетные юристы-международники из Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Японии и США поддержали использование принципа контрмер для перевода замороженных российских резервов на эскроу для Украины. Мы должны приветствовать использование международного права для ответа на современные вызовы и поддержки будущего сдерживания, а не сводить его к неэффективному выражению протеста.
Более того, опыт рассмотрения претензий в отношении резервов Ирака после отмены его вторжения в Кувейт в 1990 году открывает возможность выделить часть российских резервов для помощи развивающимся странам, которые явно пострадали от повышения цен на продовольствие и энергоносители. Кроме того, определенная сумма может быть выделена на выплаты компаниям, пострадавшим от российских репрессий.
Некоторые критики предложенного трансфера проводят ложную аналогию с репарациями после Первой мировой войны. Но Веймарская Германия была хрупкой демократией, которая смирилась с поражением и подписала мирный договор. Автократическая Россия Путина не сделала ни того, ни другого — и поэтому хрупкая демократия Киева кажется ближе к Веймарской Германии.
Наконец, передача российских резервов должна дополнить продолжение военной и финансовой поддержки со стороны ЕС, США и других друзей Украины. Действительно, американские сторонники действий Конгресса утверждают, что передача российских резервов поможет завоевать голоса избирателей. Граждане могут небезосновательно жаловаться на политиков, которые используют их налоги для Украины, но колеблются относительно использования российских средств. Спонсоры двухпартийных законопроектов в Палате представителей и Сенате, которые подтверждают существующие полномочия президента США Джо Байдена на перевод российских активов, хотят использовать все инструменты для поддержки самообороны Украины.
Политики редко находят возможности, основанные на разумной политике, хорошей политике и убедительных этических ценностях. Путин продолжает беспощадно расправляться с Украиной. G7 и другие друзья должны прекратить колебаться и вместо этого использовать очевидный экономический инструмент, чтобы помочь нации сопротивляться.