В Брюсселе предложили юридически спорный обходной механизм, который позволит привлечь до €210 млрд для Украины за счет замороженных российских государственных активов. Он предусматривает использование чрезвычайных полномочий, которые фактически лишают Венгрию и другие несогласные страны права вето, пишет Financial Times.
Эта инициатива, которая может стать переломным моментом для ЕС, позволив вводить санкции без единодушной поддержки всех стран-членов, является последней попыткой обеспечить экономическую стабильность Киева, обойдя возможное сопротивление со стороны пророссийски настроенных государств, таких как Венгрия или Словакия.
«Кредит на репарации» предусматривает использование до €210 млрд российских активов, замороженных в результате санкций ЕС, для финансирования Украины. Украина не будет обязана его возвращать до того момента, пока Россия не выплатит репарации. При этом государства ЕС должны предоставить национальные гарантии по этому кредиту.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Европа останется «самым сильным и стойким партнером» Украины и способна обеспечить ее средствами для самозащиты и ведения мирных переговоров с позиции силы.
«Послание России заключается в том, что кредит на репарации повышает для нее цену войны и побуждает сесть за стол переговоров для достижения мира», — добавила она.
Предложение Еврокомиссии предусматривает фактическую бессрочную «фиксацию» российских активов в ЕС с помощью чрезвычайных полномочий. Юридический механизм должен ограничить возможность таких стран, как Венгрия, налагать национальное вето на продление санкций, которые в настоящее время продлеваются каждые шесть месяцев.
Согласно инициативе, временно будут запрещены любые прямые или опосредованные трансферы в пользу Центрального банка России или для него. Такие ограничения, которые фактически повторяют действие санкций, сохраняя активы Центрального банка РФ замороженными в ЕС, обосновываются как «настоятельная необходимость для ограничения ущерба экономике Союза».
Эти чрезвычайные меры также должны снять основные возражения Бельгии, которая активно выступала против этого плана из-за опасений, что именно на нее ляжет основное финансовое бремя, ведь большинство активов хранится в брюссельском центральном депозитарии ценных бумаг Euroclear.
Бельгия опасается, что будет вынуждена возвращать кредит, если санкции будут сняты и активы разморожены, или в случае заключения мирного соглашения без договоренностей о репарациях.
Бельгийское правительство уже дало понять, что выступает против плана Еврокомиссии отстранить от процесса принятия решения государства-члена, которые не поддерживают такую инициативу.
«Никогда не является идеальным принимать решение, которое поддерживает лишь небольшая группа государств-членов», — заявил бельгийский чиновник, добавив, что остаются сценарии, которые «будут требовать немедленной доступности полной суммы».
Еврокомиссия ссылается на чрезвычайную статью 122 Договоров ЕС, утверждая, что в случае размораживания российских активов это спровоцирует экономический хаос для стран блока, поскольку им придется немедленно найти средства для возврата кредита России.
Некоторые чиновники также опасаются, что этот обходной механизм может противоречить законодательству ЕС. Один из собеседников назвал предложенную стратегию «безумной» и заявил, что «никакой реальной экономической чрезвычайной ситуации на внутреннем рынке на самом деле нет».