Лонгриды

        Financial Times: Смогут ли Украина и Россия достичь прочного мира?

        Согласившись на предложение США о немедленном 30-дневном прекращении огня, Украина дипломатическим путем поставила Россию в тупик, пишет Financial Times.

        Если Кремль продолжит свою военную кампанию по порабощению Украины, то теперь он рискует оказаться в роли препятствия на пути к миру и навлечь на себя гнев президента США Дональда Трампа.

        Однако президент России Владимир Путин всегда настаивал на том, что прекращение огня может быть достигнуто только в результате окончательного урегулирования. Он не показывает никаких признаков того, что отступит от своих максималистских требований, которые подорвут существование Украины как функционального государства. На прошлой неделе он заявил матери погибшего в бою российского солдата, что не будет добиваться ничего, кроме «победы».

        Реклама
        Реклама

        Чего же теперь хотят Москва и Киев?

        Цель Москвы — обмануть администрацию Трампа и заключить «сделку, которая — для американской команды — будет выглядеть так, будто Трамп получит то, что хочет (просто прекращение огня), а на самом деле она приведет к тому, чего хочет Россия (контроль России над Украиной)», — говорит Янис Клюге из Немецкого института международных отношений и безопасности.

        Украина, тем временем, стремится развеять «иллюзии США относительно того, на что готова пойти Россия», — сказал Клюге. «Для американской команды это, по сути, процесс открытия, чтобы понять, где на самом деле находится Россия», — добавил он.

        Согласие Украины на прекращение огня вызвало более благосклонное отношение к ней со стороны администрации Трампа после нескольких недель, в течение которых Вашингтон был на стороне Москвы.

        Госсекретарь США Марко Рубио заявил, что стремится «закончить этот конфликт приемлемым для обеих сторон способом, устойчивым и обеспечивающим стабильность и безопасность Украины в долгосрочной перспективе».

        Если Россия согласится на перемирие, переговоры перейдут к более существенным вопросам. Но пропасть между двумя воюющими сторонами трудно преодолеть, и украинские и западные чиновники опасаются, что капризный Трамп все еще может попытаться принудить Киев к невыгодному миру.

        Могут ли воюющие стороны договориться о территории?

        Рубио утверждал, что Украине «будет очень трудно» заставить Россию «вернуться туда, где она была в 2014 году».

        Президент Украины Владимир Зеленский признал это. Однако Украина никогда официально не признает российский суверенитет над этими территориями, что стало бы вознаграждением за агрессию России и нарушение ею международного права.

        «Мы не собираемся признавать никакие территории, оккупированные Россией», — заявил Зеленский. «И мы не забудем об этом вопросе», — заключил он.

        Хотя Россия не контролирует полностью ни один из этих четырех регионов, она потребовала, чтобы Украина передала их в рамках любого окончательного урегулирования. На прошлой неделе Кремль отверг стремление Украины вернуть утраченные земли, заявив, что Зеленский игнорирует «реальную ситуацию».

        Должна ли Украина оставаться нейтральной?

        Зеленский, похоже, признал, что вероятность того, что администрация Трампа согласится на вступление Украины в НАТО, невелика. Стремление по вступлению в НАТО было записано в украинской конституции в 2019 году.

        Одним из вариантов было бы приостановить процесс подачи заявления Украиной, скажем, на десятилетие. Однако Путин, скорее всего, потребует обязательство соблюдать нейтралитет, хотя Кремль и признал суверенное право Украины на вступление в ЕС.

        По каналам обратной связи с западными чиновниками российские эксперты продвигают сценарий, в котором Украина становится «большой Австрией» с конституционной гарантией нейтралитета, говорит высокопоставленный европейский дипломат.

        Это позволит России «дергать за ниточки» и усилить свой контроль над Украиной, отметил дипломат, добавив, что русские хотят заменить Зеленского и установить марионеточный режим.

        Бывший старший директор по России в Совете национальной безопасности США Томас Грэм указал, что Кремль хочет, чтобы Украина находилась под его влиянием, подобно соседней Беларуси, тогда как Киев ориентируется на интеграцию с Западом.

        Получит ли Киев гарантии своей будущей безопасности?

        Если членство в НАТО не является вариантом, Киев хочет получить гарантии безопасности от своих союзников. Лондон, Париж и другие столицы заявили, что готовы разместить в Украине силы сдерживания, которые могли бы задействовать мощную авиацию в случае повторного нападения России. Но им нужна поддержка со стороны США, которую Вашингтон отказался предложить.

        Россия заявила, что не согласится с размещением войск на территории Украины ни одной из стран НАТО. «Он не позволит разместить войска на территории Украины. Путин предпочел бы продолжать борьбу», — сказал бывший высокопоставленный кремлевский чиновник.

        Но если удастся достичь окончательного соглашения, Путин не будет возражать против любых двусторонних договоренностей Украины с западными странами по вопросам безопасности, добавил бывший чиновник.

        Европейские миротворческие войска будут равносильны «квази-членству в НАТО» и будут неприемлемы, сказал собеседник.

        Придется ли Украине демилитаризироваться?

        Настойчивое требование России ограничить численность вооруженных сил Украины до 50 000 человек, а также запрет на развертывание ракет дальнего радиуса действия были одним из вопросов на переговорах в течение нескольких недель в 2022 году.

        С тех пор Кремль несколько раз переносил точку отсчета в отношении нечетко сформулированных целей Путина: почти год назад посол России в ООН заявил, что «демилитаризация» Украины «завершена».

        Но российские официальные лица неоднократно говорили о необходимости устранить любые будущие «угрозы» со стороны Украины. Киев и его западные союзники воспринимают это как признак того, что Путин хочет, чтобы Россия перевооружилась и, возможно, впоследствии завершила свое завоевание.

        Стойкость украинских вооруженных сил, которые сдерживают Россию — это главное достояние Украины, и она не согласится на его демонтаж.

        Европейские партнеры Киева также заинтересованы в том, чтобы вооружить Украину до зубов, поскольку эта страна является для них первой линией обороны от российской агрессии. Учитывая сложности с размещением там западных войск, долгосрочные обязательства по обучению и оснащению мощной украинской армии могут стать лучшей гарантией безопасности, которую может получить Украина.

        Может ли Россия восстановить доступ к международной финансовой системе? 

        Изложив в июне прошлого года свои условия прекращения огня, Путин настоял на отмене всех западных санкций, введенных с 2014 года. Администрация Трампа может благосклонно отнестись к такому требованию, поскольку она рассматривает возможности для бизнеса, открывающиеся в результате нормализации отношений с Москвой.

        Некоторые европейские лидеры недавно выразили обеспокоенность тем, что Вашингтон может начать ослаблять санкции против России в качестве декларации о намерениях, чтобы побудить Москву к заключению сделки.

        Украина, тем временем, хочет, чтобы Европа ужесточила санкции против России, а также конфисковала и использовала около 200 млрд евро замороженных суверенных активов, хранящихся в банковской системе еврозоны.

        Европейские правительства приходят к мысли, что им, возможно, придется конфисковать эти активы — один из немногих рычагов давления на Москву.

        Что будет с Зеленским?

        Путин назвал Зеленского «нелегитимным» президентом, который «не имеет права подписывать» мирное соглашение. Люди, общавшиеся с ним во время войны, а также другие, знакомые с его мыслями, говорят, что Путин хочет посадить в Украине уступчивого лидера, который фактически будет находиться под контролем России.

        Этот российский нарратив с тех пор поддержал Трамп, назвав Зеленского «диктатором», а его союзники призвали Украину провести новые выборы в ближайшее время.

        В Украине президентские выборы невозможны до тех пор, пока действует военное положение. Украинские чиновники говорят, что принуждение к досрочным выборам — потенциально после прекращения огня, но до окончательного урегулирования — дестабилизирует и разделит страну в критический момент.


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости
        Exit mobile version