После провального мятежа наемников Москва уже увеличила госрасходы на 5%.
Прекращение вооруженного мятежа «Вагнера» обнажило уязвимость российского тыла, пошатнуло авторитет президента Владимира Путина и привело к тому, что тысячи опытных бойцов покинули поле боя в Украине.
Попытки разобраться с последствиями будут стоить дорого, особенно с учетом надвигающихся выборов, запланированных на следующий март, истощенной за 17 месяцев войны экономики и санкций. И последствия для бюджета выйдут далеко за пределы одной лишь цены укрепления позиций, которые удерживали 50 тысяч наемников «Вагнера», – пишет Bloomberg.
Укрепление безопасности вокруг Москвы, одновременно выделяя больше ресурсов на войну, может побудить правительство увеличить расходы на 5% по сравнению с текущим бюджетным планом, согласно данным Bloomberg Economics. Это означает, что Кремлю придется потратить дополнительные 1,3 триллиона рублей (14 миллиардов долларов) уже в этом году.
Еще одним вероятным приоритетом для Путина, желающего остаться в кресле президента еще на 6 лет, будет подкуп электората. По оценкам Bloomberg Economics, предвыборные периоды в России обычно сопровождались ростом реальной заработной платы примерно на 12%. В первую очередь это происходит через повышение зарплат в государственном секторе.
Изменение расчетов, вызванное мятежом «Вагнера», приведет к раздуванию и без того дорогих статей расходов из бюджета, в котором уже наблюдается дефицит на уровне 2,6 триллиона рублей в первой половине 2023 года. Это равно трем четвертям от общей суммы расходов российского правительства на весь год.
В этом году фискальные краны были полностью открыты. За несколько месяцев до мятежа Путин объявил о повышении минимальной заработной платы на 18,5% с начала 2024 года. И это повышение коснется почти пяти миллионов россиян.
«Будут и другие подачки, но они, скорее всего, будут очень четко направлены на борьбу с бедностью, вознаграждение воюющих против Украины и компенсации для их семей», — сказала Татьяна Орлова из Оксфордской школы экономики.
До восстания «Вагнер» стоил недешево. В прошлом году из государственного бюджета было израсходовано более 3 миллиардов долларов на финансирование его военных операций в Украине и оплату услуг компании Евгения Пригожина за поставку продовольствия для российской армии.
«Но ответ на критическую угрозу, с которой столкнулось 24-летнее правление Путина, станет новым большим бременем для бюджета России, который наложится на предвыборную щедрость», — пишет Bloomberg.
Хотя в начале июля российский лидер все еще имел завидный рейтинг одобрения в 76%, согласно опросу Public Opinion Foundation, этот уровень поддержки – самый низкий с сентября прошлого года, когда Кремль объявил о частичном призыве мужчин на войну в Украине.
«Усиление чувства неопределенности, вызванное мятежом Пригожина, может привести к тому, что Кремль захочет вложить еще больше ресурсов в покупку верности людей к путинской системе, чтобы уменьшить количество будущих сюрпризов», — сказал Бен Ноубл из Школы славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа в Лондоне.
«Я не удивлюсь, если после мятежа, Кремль захочет получить еще больший процент голосов за Путина и рекордную явку на выборах 2024 года, но это будет очень дорого стоить», — добавил эксперт.
Перекройка бюджета будет сложной задачей, поскольку санкции и другие ограничения, введенные США и их союзниками, уменьшают доходы России от экспорта энергоресурсов. Россия также продает иностранную валюту, в то время как доходы от экспорта энергоносителей стали ниже запланированных в бюджете.
Помимо изменения методики расчета налогов на нефть, усилия по стабилизации государственных финансов в значительной степени опирались на одноразовые меры, такие как сборы с бизнеса и иностранных компаний, которые готовятся выйти из страны. Но возможна и более болезненная расплата.
В тот же день, когда Путин провел переговоры с Пригожиным и командирами «Вагнера», на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов предложил общее сокращение расходов на 10% в бюджете следующего года. Предложение включает так называемые незащищенные расходы, такие как расходы на охрану окружающей среды и экономику, при этом без изменений останутся расходы на безопасность и социальную поддержку.
Кроме поддержки способности России продолжать войну, у правительственной политики в ближайшие месяцы будут и другие последствия для экономики. Поскольку быстрое наращивание военного производства уже искривляет экономический рост.
Попытка усилить оборону после марша «Вагнера» в пределах 200 километров от Москвы потребует привлечения большего количества людей в силы безопасности. Риск заключается в том, что это усугубит дефицит рабочей силы, вытеснив частный сектор, являющийся одной из причин, почему Bloomberg Economics снижает свою оценку потенциального роста России.
«Предвыборный период – это время высокого напряжения для бюджета. Социальные расходы должны компенсировать недовольство войной», – сказал бывший советник российского правительства Кирилл Рогов.