Вторжение украинских войск в Курскую область России продолжается уже третий месяц, и десятки населенных пунктов по-прежнему находятся под их контролем.
Операция ознаменовала собой первый случай вступления иностранных войск на российскую территорию со времен Второй мировой войны, поставив Кремль в неловкое положение и доказав сторонникам Киева и всему миру, что украинские военные не вечно находятся на задворках.
Спустя девять недель продвижение Украины застопорилось, и в последние дни ни одна из сторон не добилась значительных успехов или контратак, передает CNN.
Эндшпиль неясен. Аналитики считают, что Киев пытается использовать свой первоначальный импульс для поднятия боевого духа и потенциального козыря, а президент России Владимир Путин пытается преуменьшить значение всего вторжения и ограничить ресурсы, которые российская военная машина выделяет на противодействие ему.
Согласно последней оценке Института изучения войны (ISW), аналитического центра в Вашингтоне, Украина удерживает плацдарм в Курске площадью около 786 квадратных километров.
«Российские наступления происходят в основном на флангах нашего плацдарма», — сказал в среду CNN командир украинского батальона в Курске Дмитрий, использующий позывной „Холод“. «Они пытаются продвигаться вперед, но успехи невелики, где-то им удается захватить улицу в деревне. Но это происходит в обе стороны — мы тоже контратакуем и оттесняем их назад».
Основной плацдарм Украины находится в районе российского города Суджа, а второй плацдарм военные пытаются создать в районе села Веселое. Украина не сообщила, сколько войск она направила в регион.
Россия развернула достаточно большое количество войск — по оценкам, 40 000 человек — для защиты и контратаки в Курске, но аналитик Марк Галеотти описал первоначальные силы как «созданные из всего, что они могут найти», причем Россия использовала призывников и резервистов в самом начале вторжения.
«Это равносильно тому, как если бы вы рылись в диванных подушках в поисках мелочи», — сказал CNN Галеотти, старший научный сотрудник британского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI).
С тех пор Москва направила более опытные силы, но не так много ресурсов, как хотелось бы российским мирным жителям в Курске.
По данным российских властей, в результате продолжающихся боев в этом районе более 100 000 мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома, а многие другие оказались за линией фронта.
Со временем операция «Курск» в определенной степени нормализовалась», — говорит Галеотти. «Мы не должны считать, что россияне просто смирились с этим… Я думаю, Путину удалось отложить решение, но я не думаю, что оно полностью отменено».
Россия старается не отвлекать ресурсы с фронтов полномасштабного вторжения в Украину на борьбу в Курске.
Хотя поначалу вторжение стало шоком как для правительства, так и для простых россиян, «Кремль преуменьшил значение этого события», — говорит Джон Лаф, младший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» при Chatham House. «Стратегия заключается в том, чтобы отвлечь население от произошедшего, что, несомненно, является большим смущением, и создать впечатление, что это несерьезно».
Правительство Путина охарактеризовало произошедшее как «рейд» и даже преуменьшило значение своей контратаки как «контртеррористической миссии».
Один российский военный блогер выразил эту нормализацию в резких словах, сказав: «Большая часть России уже привыкла к боям под Курском… Те, кто не имеет отношения к Курской области, довольно вяло интересуются происходящим».
Линии фронта продвигаются незначительно, но бои, как сообщается, носят ожесточенный характер: по словам украинского командира, российские войска используют многочисленные беспилотники, ствольную артиллерию и бомбардировщики.
«Они без колебаний могут сбросить бомбу на ветку дерева, если предположат, что у нас там есть войска», — сказал командир украинского батальона „Холод“. Он утверждает, что Россия направила мощную группировку войск и боевых бригад туда, где сражается его подразделение в Курске, и утверждает, что российская контратака была отбита благодаря украинским беспилотникам и минным атакам.
По мнению аналитиков, вторжение в Курск, скорее всего, преследовало несколько целей, в том числе дать Украине нарративную победу.
«Их целью было продемонстрировать западным союзникам Украины, что русские уязвимы и что существуют пределы их способности развернуть боевую мощь», — говорит Лаф, добавляя, что вторжение также показало, что „красные линии России являются риторическими“.
Оно также обеспечило украинцам подъем боевого духа. Несколько солдат, беседовавших с CNN в сентябре, сказали, что, несмотря на потери и сложные операции, дать России попробовать на вкус ее собственное лекарство стоило того, чтобы бороться.
Однако цель Украины — заставить Россию перебросить войска с восточной линии фронта в Курск — пока не достигнута.
Впрочем, Курск все еще может стать козырем на переговорах в будущем, говорят эксперты.
Захватив эту территорию, они сразу же исключили возможность того, что и русские, и западные союзники скажут: «Теперь пора остановиться. Давайте прекратим огонь», — говорит Лаф.
Тем временем основное внимание в войне по-прежнему сосредоточено на фронтах в восточном Донбассе, где войска Украины сражаются за сохранение контроля над стратегически важным городом Покровск.
Вместо того чтобы сосредоточить ресурсы на освобождении собственной территории, российские военные расширили наступление на нескольких фронтах в Украине, в том числе в ключевых районах Харьковской, Донецкой и Запорожской области.
«Похоже, для Кремля очень приоритетно продвинуться как можно дальше в Донбассе, невзирая на потери», — добавил Лаф. «Есть некое окно, которое вот-вот закроется, потому что в это время года дороги превращаются в грязь».
Ежедневные атаки России на Украину продолжились в четверг, несколько человек погибли в Одесской, Херсонской и Донецкой областях.