Кремль дает понять, что встреча между президентами России и Украины в настоящее время невозможна. Путин не готов признавать Зеленского равным партнером, тогда как Трамп пытается продвинуть идею прямых переговоров.
Об этом пишет CNN.
Соглашение в Белом доме в понедельник о следующем шаге — двусторонней встрече между российским диктатором Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским — казалось в целом единодушным. Затем поступил российский ответ.
«Обсуждалась идея, что было бы целесообразно изучить возможность поднятия уровня представителей российской и украинской сторон», — заявил помощник Кремля Юрий Ушаков, информируя журналистов о разговоре президента США Дональда Трампа с Путиным.
Ни одного упоминания об именах лидеров или намека, что «представителей» могут поднять до этого уровня.
«Мы не отказываемся от никаких форм работы — ни двусторонних, ни трехсторонних. Любые контакты с участием высших должностных лиц должны готовиться с максимальной тщательностью», — сказал во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров
На языке Кремля это означает, что они совсем не готовы согласиться на это. CNN объясняет, почему в такой позиции РФ нет ничего удивительного.
Это война, которую Путин начал, односторонне признав часть украинской территории (так называемые Донецкую и Луганскую народные республики) независимыми. Он утверждал, что Украина — «неотъемлемая часть (российской) собственной истории, культуры и духовного пространства», а ее отделение от России — «историческая ошибка», — говорится в публикации.
Поэтому, если эта встреча состоится, как высказалась Орисия Луцевич, директор программы «Россия и Евразия» в Chatham House, Путин «будет вынужден признать провал, сев за стол с президентом, которого он считает шуткой из страны, которой не существует».
Она также утверждала, что это было бы огромным шагом назад в риторике, который трудно объяснить российскому народу.
«(Путин) настолько промыл мозги россиянам через государственное телевидение, что Зеленский — нацист, что (Украина) — марионеточное государство Запада, что Зеленский нелегитимен, то почему он вдруг с ним разговаривает», — считает Лучевич.
Кремль не только регулярно ставит под сомнение легитимность украинского лидера, акцентируя внимание на отсрочке выборов в Украине, что является незаконным во время военного положения, но и в своем последнем «мирном» меморандуме требует, чтобы Украина провела выборы до подписания любого окончательного мирного договора. Путин и другие российские чиновники редко называют Зеленского по имени, предпочитая пренебрежительное определение «киевский режим». И не следует забывать, что именно Зеленский поехал в Турцию на первые прямые переговоры между двумя сторонами в середине мая, только для того, чтобы Путин отправил делегацию во главе с автором учебников истории.
Татьяна Становая, старший научный сотрудник Carnegie Russia Eurasia Center и основательница R.Politik, которая предоставляет новости и анализ по России, утверждает, что, хотя Путин не считает встречу с Зеленским критической в войне, которая для России больше о противостоянии с Западом, чем с Украиной, он все же мог бы согласиться на эту встречу, если бы думал, что она будет успешной.
«Ключевые требования должны быть на столе, и Зеленский должен согласиться их обсуждать», — сказала она в интервью CNN во вторник.
Пока Зеленский отверг эти ключевые требования, которые включают отказ от территорий, которые до сих пор контролирует Украина. Но, по ее словам, Путин видит в Трампе ключ к изменению этой ситуации.
«Трампа воспринимают как того, кто может реализовать российское видение урегулирования, и для этого Соединенные Штаты должны работать с Киевом, чтобы заставить его быть более гибким, более открытым к российским требованиям», — цитирует CNN Станову.
Становая предположила, что Россия может попытаться сохранить благосклонность США, сделав то, что предложил Ушаков, а именно предложить новый раунд переговоров в Стамбуле, но с делегацией более высокого уровня, возможно, включая самого Ушакова и министра иностранных дел Лаврова. Но он не рискнет «засадкой», сев за стол с Зеленским только для того, чтобы все его требования были отклонены.
Трамп завершил свой день в понедельник, опубликовав в Truth Social, что он «начал переговоры о встрече между президентом Путиным и президентом Зеленским».
Но когда он проснулся и позвонил во вторник утром на утреннее шоу Fox News, ему, кажется, стало ясно, что это еще не решено.
«Я якобы организовал встречу с Путиным и Зеленским, и, знаете, они те, кто должен принимать решения. Мы — за 7 тысяч миль отсюда», — сказал он.
У Путина нет причин уступать на этом этапе. Не сделав никаких уступок, он получил вознаграждение в виде большого саммита на Аляске, отказа Трампа от требования подписать прекращение огня перед мирными переговорами и краха всех санкционных ультиматумов по сей день. Немного уменьшив масштаб ночных атак дронами на украинские города в начале августа, Россия снова их усилила в ночь на понедельник, выпустив 270 дронов и 10 ракет. Если давление Трампа на Зеленского еще не принесло Москве нужных результатов, всегда остается военная сила.
Единственная непредсказуемая переменная для России на этом этапе — это кого Трамп обвинит в случае провала последних мирных усилий.
