Город Павлоград на Днепропетровщине пережил российский ракетный удар, в результате которого разрушены десятки домов, погибли два человека, 40 ранены.
После того, как в телеграм-каналах появились ужасные фото и видео взрыва, начали звучать предположения, что россияне попали в местный химический завод, производящий взрывчатку для ракет.
В местных пабликах еще с ночи 1 мая сообщали о химической угрозе – людям советовали не выходить на улицу. Однако к утру местные власти заверили, что проведенные замеры показали, что воздух – чистый, а информацию о загрязнении «разгоняли» в соцсетях с целью посеять панику.
В Павлограде местные жители и сейчас не знают точно, куда именно попала ракета, однако предполагают, что попадание было на территории химзавода.
Глава Днепропетровской ОВА Сергей Лысак сообщил о «повреждении промышленного предприятия», однако не уточнял, какого именно, и деталей не предоставил.
Однако и сам взрыв, который видели далеко за пределами Павлограда, и данные в СМИ и соцсетях дают основания предполагать, что попадание в химпредприятие было, но до конца не понятно, что повреждено и какие масштабы разрушений. Территория этого завода велика.
Вечером 1 мая президент Зеленский в телеобращении сказал о гибели в Павлограде двух «совсем молодых парней», не сказав, были ли они военными. Однако утром из Харьковской области поступила информация о гибели молодого земляка, который служил в Национальной гвардии и был на боевом дежурстве и погиб в результате ракетного удара в Павлограде 30 апреля.
С 2014 года государственное стратегическое предприятие охраняет именно Национальная гвардия.
Павлоградский химический завод производит взрывчатые вещества, реактивные снаряды, а также утилизирует разные виды боеприпасов и твердое ракетное топливо.
В частности, он участвует в создании топлива для ракет комплекса “Вільха” и других. Это предприятие работает еще с советских времен, поэтому Россия наверняка владеет всей информацией о структуре и особенностях химзавода.
На сегодняшний день в Украине это единственное предприятие, производящее ракетное топливо.
По сообщениям днепровских СМИ, на предприятии до сих пор сохраняются ступени от изготовленных при СССР стратегических твердотопливных ракет СС-19.
Несколько лет назад правительство приостанавливало программы по утилизации твердого ракетного топлива. Тогда на территории Павлоградского химзавода оставалось более 1,8 тыс. тонн топлива, срок годности которого истек еще 20 лет назад.
Однако вскоре Кабинет министров выделил часть средств на утилизацию, на завод вернулось более 500 рабочих и эту работу возобновили.
Генеральный директор предприятия Леонид Шиман в те годы предупреждал, что любая чрезвычайная ситуация, детонация хотя бы одного элемента с топливом может привести к цепной реакции и, как следствие, к экологической катастрофе не только в Днепропетровской, но и в соседних областях.
«Кадры взрыва, поднявшегося высоко в воздух, — все это похоже на то, что россияне куда-то попали, но куда именно, не понятно. Территория предприятия очень большая, объект засекречен, поэтому даже местные могут не знать всей информации или же не имеют право что-либо обнародовать», — говорят местные.
«Я на улице, в воздухе ничего не чувствуется, — рассказывает житель Павлограда Артем. — Люди перепуганы больше не из-за «прилета», а из-за того, что много разрушений, много пострадавших в городе и соседних селах. До этого у нас были «прилеты» , но таких сильных разрушений, как сейчас, не было”.
Местные власти не уточняют, в какое предприятие попала ракета или ее обломки, но уверяют жителей, что пожар там ликвидировали сразу и что химической угрозы нет.
«Химическая опасность в городе отсутствует. Не поддавайтесь панике. Не распространяйте фейки», — написали в телеграмме горисполкома Павлограда.
В то же время Артем говорит, что в городе люди до сих пор рассказывают об очень сильной вспышке при взрыве и что это может означать, что горело какое-то вещество. Он также признает, что у местных жителей мало проверенной информации об этом событии.
«Мы даже о том, что есть погибшие, услышали только из обращения президента», — сказал он.