Детали «плана победы» президента Украины не были обнародованы. Однако Владимир Зеленский открыто заявил, что только сильная Украина может заставить президента России Владимира Путина сесть за стол переговоров.
В определенной степени он прав. До тех пор, пока Путин верит, что сможет пересилить поддержку Украины со стороны Запада, его война на истощение будет продолжаться. Вопрос в том, как изменить его расчеты, задаются вопросом журналисты в редакционной статье Bloomberg.
Любой здравомыслящий человек хочет прекращения боевых действий. На данный момент около миллиона человек погибли или получили ранения. Конфликт привел к массовому перемещению населения и повсеместному разрушению имущества и инфраструктуры. Он создал новую геополитическую нестабильность и разрушил экономику. Импульс сдаться — принять условия Путина, остановить бойню и предотвратить дальнейшую эскалацию — понятен.
Но возможно ли вообще такое соглашение?
Путин время от времени притворялся заинтересованным в переговорах, но его цена за согласие — отказ Украины от четыре областей и Крыма, и отказ от надежд на вступление в НАТО — выдает его неискренность. Напротив, вся экономика России переориентирована на войну, Москва по-прежнему покупает оружие и технологии у стран-изгоев, а заявленная Путиным цель остается прежней — Украина должна быть низведена до уровня российского вассала.
Каким бы желанным не было прекращение огня, оно повлечет за собой огромные риски для Украины. Во-первых, пауза даст российским военным время набрать замену для примерно 30 000 солдат, которых они теряют каждый месяц, спланировать новую мобилизацию, устранить оперативные недостатки и пополнить запасы оружия.
Путин, скорее всего, воспользуется таким перемирием, чтобы просто спланировать новые атаки, как он уже неоднократно делал в прошлом.
Кроме того, пауза может поставить под угрозу международную поддержку Украины, что еще больше осложнит ее защиту от России. Многие западные союзники уже ищут предлог, чтобы перенаправить средства из Украины на внутренние нужды. Прекращение боевых действий может стать благовидным предлогом.
Для начала Запад должен признать, что любое значительное сокращение финансирования сейчас не приведет к прекращению конфликта, а только усилит Путина. Запад должен продолжать укреплять потенциал ПВО Украины, увеличивать поставки боеприпасов и другого оружия, а также снять большинство ограничений на использование ракет дальнего радиуса действия. Только согласованные усилия такого рода, вероятно, изменят расчеты Путина относительно выгод и затрат.
Далее союзникам необходимо договориться о надежных гарантиях безопасности для Украины. Это непростая задача, и НАТО по понятным причинам не хочет распространять свою открытую защиту на государство, не являющееся членом альянса. Возможно, придется использовать нюансы и двусмысленность. Но коллективное обещание — явное или иное — защищать территории, находящиеся под контролем Украины, должно быть на столе, чтобы сдержать дальнейшую агрессию.
На протяжении всего своего правления Путин всегда был готов нарушать перемирия, соглашения и идти на попятную, если видел в этом стратегическую выгоду. Есть все основания полагать, что и в этот раз он поступит также. Без надлежащих мер предосторожности прекращение огня не положит конец войне, не спасет жизни и не принесет пользы обычным украинцам. Наоборот.