Турция стремится вернуть системы противовоздушной обороны С-400, купленные у России почти десять лет назад, что положит конец спорной сделке, которая осложнила ее отношения с США и другими членами НАТО.
Такой шаг также потенциально позволит Анкаре приобрести американские истребители-невидимки F-35, о которых она давно мечтала.
По словам осведомленных источников Bloomberg, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поднял вопрос о С-400 во время встречи с российским коллегой Владимиром Путиным в Туркменистане на прошлой неделе, после аналогичных обсуждений, которые ранее состоялись между официальными лицами двух стран.
Президент Турции и министерство обороны отказались от комментариев. Кремль опроверг, что такая просьба была высказана во время встречи двух лидеров.
Действия Эрдогана последовали за усилением давления со стороны Вашингтона с целью заставить Турцию отказаться от передовых российских технологий. Вопрос о наличии у Турции этих ракет и ее желании вернуться в программу F-35 был поднят во время встречи Эрдогана с Дональдом Трампом в Белом доме в сентябре. Близкий союзник президента США Том Баррак, который является послом в Турции, заявил в начале этого месяца, что Анкара близка к отказу от С-400, и предсказал, что этот вопрос может быть решен в течение следующих четырех-шести месяцев.
Отказ от российского военного оборудования может значительно улучшить отношения с США, открыв путь к снятию американских санкций с турецкой оборонной промышленности и доступу Анкары к истребителям F-35, заявили источники. Один из высокопоставленных турецких дипломатов недавно заявил, что ожидает отмены санкций в следующем году.
Турция приобрела эту систему в период отчуждения от своих союзников по Североатлантическому договору, начавшемся во время президентства Барака Обамы и усугубившемся после неудавшейся попытки государственного переворота против Эрдогана в 2016 году. В то время Турция также пыталась приобрести американские ракеты Patriot, но утверждала, что Вашингтон не был готов заключить сделку.
Эта неудовлетворенность стала одной из причин, по которым Анкара обратилась к России и приобрела систему С-400.
Турция рассчитывает, что ее роль посредника между Россией и Украиной побудит Москву отреагировать на эту просьбу, сообщили источники, пожелавшие остаться неназванными из-за деликатности темы.
По словам источников, Анкара также добивается возмещения миллиардов долларов, потраченных на покупку системы ПВО. Это повышает вероятность того, что Турция попросит вычесть эту сумму из счета за импорт нефти и природного газа из России, сообщили источники, добавив, что этот вопрос будет необходимо обсудить.
Тем не менее, стоимость ракет и радаров С-400 бледнеет по сравнению с дипломатическим капиталом, который Турция могла бы получить от союзников по НАТО — и в частности от Трампа — если бы она избавилась от этой системы, сообщили источники.
НАТО заявляет, что Россия может получить важную разведывательную информацию, если Турция будет использовать С-400 вместе с западными самолетами. В настоящее время Анкара не эксплуатирует эту систему.
Турция является домом для крупнейшей армии военного альянса после США и часто обвиняется в слишком тесных отношениях с Москвой. Эрдоган отрицает это, но заявляет, что его страна нуждается в сбалансированной внешней политике.
Его позиция по России и ее войне с Украиной является примером такой позиции. Он отказался вводить санкции против Москвы, но ограничил ее возможность направлять военные корабли в Черное море через Босфор и отправил оружие в Киев. Кроме того, Эрдоган имеет хорошие отношения как с Трампом, так и с Путиным.
В 2019 году США исключили Анкару из программы F-35 в ответ на приобретение С-400. Затем в 2020 году Вашингтон применил закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», известный как CAATSA, чтобы лишить турецкую оборонную промышленность доступа к чувствительным технологиям.
Истребители F-35 компании Lockheed Martin Corp. широко считаются самыми передовыми в мире. Они известны как «квартербеки» неба за свою способность координировать атаки с другими самолетами и дронами, а самая дорогая версия стоит более 100 миллионов долларов за штуку.
