«День на футбольном стадионе должен предложить приятное отвлечение от торговых войн и разговоров о тарифах. В следующем году Чемпионат мира по футболу, который совместно будут принимать Канада, Мексика и США, проверит эту теорию. Смогут ли США, в частности, провести успешный турнир, который привлечет болельщиков со всего мира? Или напряженность, тарифы и депортации оттолкнут посетителей и бизнес?» — задается вопросами Bloomberg.
Президент Дональд Трамп, безусловно, не видит ничего, кроме возможностей для одного из крупнейших спортивных событий в мире. «Напряженность — это хорошо», — сказал он недавно в Овальном кабинете, отвечая на вопрос о турнире. «Это делает его намного интереснее».
Проблема в том, что напряженность может сделать Чемпионат мира по футболу гораздо менее прибыльным, подорвав посещаемость, спонсорскую поддержку и некоторые долгосрочные экономические и социальные выгоды, которые должны оправдывать проведение мега-события в первую очередь.
Не нужно ждать следующего года, чтобы увидеть опасность. Достаточно лишь взглянуть на ситуацию с предстоящим Клубным чемпионатом мира по футболу ФИФА 2025 года, который стартует в 11 городах США в июне этого года.
К сожалению для ФИФА, продажа билетов на нынешний Клубный чемпионат мира уже несколько месяцев остается низкой.
Нетрудно догадаться, почему. Болельщики из-за рубежа, которые уже давно являются ключом к успеху мировых спортивных событий, избегают США из-за тарифов и агрессивной депортации владельцев легальных виз. Например, в марте количество иностранных визитов в США упало на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество авиаперелетов из Мексики сократилось на 23%, тогда как наземных и воздушных пересечений из Канады — на 32% и 13,5% соответственно. Посетители из Великобритании, которая исторически является одним из крупнейших источников иностранных туристов, направляющихся в США, сократились на 14,3% за тот же период.
Это плохие новости для ФИФА, который в прошлом месяце прогнозировал, что 40% посетителей клубных матчей Чемпионата мира будут иностранцами. По ее подсчетам, эти болельщики должны потратить более 1,6 миллиарда долларов в течение месяца, что продлится чемпионат.
Для организации есть еще большая надвигающаяся проблема. Если тарифы и напряженность не уменьшатся в ближайшее время, они повлияют на посещаемость гораздо более популярного и прибыльного Чемпионата мира по футболу 2026 года. Это не исключено, даже на западе, печально известном националистическим энтузиазмом болельщиков.
Например, в 2018 году британские болельщики избегали поездок на Чемпионат мира в России из-за опасений относительно антибританской враждебности и дипломатического нарушения. На четвертьфинальный матч между Швецией и Англией не было продано 10 000 мест.
Может ли это повториться? Канадцы, многие из которых уже избегают путешествий и американских товаров, являются сильными кандидатами на то, чтобы остаться в стороне. Это оставляет много недополученных денег. Согласно исследованию 2024 года, проведенному по заказу Комитета Лос-Анджелеса по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2026 года, приезжие болельщики в целом тратят гораздо больше — в 2002 году в 1,8 раза больше — чем другие иностранные туристы.
Учитывая, что Лос-Анджелес, по прогнозам, примет на 150 000 иностранных туристов больше, чем обычно посещает этот регион, потери могут достичь 343 миллионов долларов прямых расходов, которые организаторы ожидают получить во время турнира.
Исчезнут не только туристические доллары. Реклама и маркетинг также могут пострадать, особенно для продуктов и компаний, которые облагаются высокими тарифами. Рассмотрим дилемму, с которой столкнулся Lenovo Group Ltd., китайский гигант потребительской электроники. В октябре он стал официальным партнером ФИФА (за вероятную девятизначную стоимость), получив, среди прочих преимуществ, право продавать свою продукцию рядом с логотипами ФИФА и Чемпионата мира.
В то время это, вероятно, казалось отличным способом достучаться до американских болельщиков. Но теперь, когда китайская продукция компании сталкивается с будущими высокими пошлинами Трампа, Lenovo может пересмотреть свои планы по активизации спонсорства через дорогостоящие маркетинговые кампании в США.
И, вероятно, не только она. Kia Corp. и Adidas AG также есть среди партнеров ФИФА, чья продукция подпадает под высокие пошлины, и им еще предстоит принять решение относительно того, стоит ли им рекламировать свою продукцию для американских потребителей. Между тем, американские рекламодатели также сдерживаются. В феврале опрос 100 «лиц, принимающих решения по рекламе», проведенный Бюро интерактивной рекламы, показал, что 94% респондентов обеспокоены тем, что тарифы повлияют на расходы на рекламу — и 45% уже планируют сократить свои расходы.
Это краткосрочные и среднесрочные шоки, но в долгосрочной перспективе тарифы могут быть еще более разрушительными. Они могут помешать планам ФИФА по созданию после чемпионата мира наследия в сфере здоровья, фитнеса и увеличения участия молодежи в спорте (что в конечном итоге означает увеличение футбольного рынка США). На прошлой неделе, например, организация объявила о выделении грантов на сумму 1 миллион долларов в поддержку строительства полей для детско-юношеского футбола.
Пока тарифы и напряженность будут сохраняться, США не смогут реализовать преимущества и радость, которые должны сопровождать проведение одного из самых популярных — и самых прибыльных — спортивных событий в мире. Еще не поздно изменить ситуацию.