Корпус стражей Исламской революции Ирана заявил, что вопрос безопасности является «красной линией», а вооруженные силы пообещали защищать стратегическую инфраструктуру и государственную собственность. Такие заявления прозвучали на фоне самых массовых за последние годы протестов, охвативших значительную часть страны, передает Reuters.
Заявления иранских силовиков появились после очередного предупреждения со стороны президента США Дональда Трампа, а также публичной поддержки протестующих со стороны госсекретаря США Марко Рубио, который заявил, что Соединенные Штаты поддерживают «храбрый народ Ирана».
Беспорядки в стране продолжаются уже более двух недель. Сначала они начались из-за резкого роста инфляции и ухудшения социально-экономической ситуации, однако быстро приобрели политический характер. Протестующие требуют прекращения правления духовенства. Власти Ирана обвиняют в разжигании протестов США и Израиль.
Государственные СМИ сообщают о поджогах административных зданий, в частности в городе Карадж недалеко от Тегерана, и называют участников протестов «погромщиками». Иранское телевидение также транслировало похороны сотрудников сил безопасности, которые, по официальной версии, погибли во время столкновений в Ширазе, Куме и Хамедане.
По словам очевидцев, в ряде регионов, в частности на западе страны, подразделения Корпуса стражей Исламской революции были развернуты на улицах и открывали огонь. Власти продолжают ограничивать доступ к интернету.
В заявлении, распространенном государственным телевидением, Революционная гвардия обвинила «террористические группы» в нападениях на военные и полицейские объекты, поджогах и гибели гражданских лиц и силовиков. В документе отмечается, что защита достижений Исламской революции 1979 года и обеспечение безопасности являются нерушимой «красной линией», а дальнейшее продолжение протестов неприемлемо.
Отдельно армия Ирана, которая формально действует параллельно с КВИР и также подчиняется верховному лидеру Али Хаменеи, заявила о готовности защищать национальные интересы, стратегическую инфраструктуру и государственное имущество.
На фоне протестов активизировался и оппозиционный голос из-за рубежа. Сын последнего шаха Ирана Реза Пехлеви в соцсети X призвал протестующих готовиться к захвату центров городов и призвал работников ключевых отраслей — транспорта, нефтяного, газового и энергетического секторов — к общенациональной забастовке. В то же время Дональд Трамп заявил, что пока не намерен встречаться с Пехлеви, ожидая дальнейшего развития событий.
По информации медиков, в больницы поступают десятки раненых протестующих, часть из которых подверглась жестоким избиениям или огнестрельным ранениям.
По данным правозащитной группы HRANA, по состоянию на 9 января зафиксировано не менее 65 погибших, среди которых 50 протестующих и 15 представителей силовых структур. Норвежская правозащитная организация Hengaw сообщает о более чем 2,5 тысячах задержанных.
Лидеры Франции, Великобритании и Германии выступили с совместным заявлением, в котором осудили убийства протестующих и призвали иранские власти воздержаться от насилия. В то же время официальный Тегеран настаивает, что допускает мирные протесты по экономическим причинам, но будет жестко подавлять то, что называет «насильственными беспорядками».
Аналитики отмечают, что нынешние протесты стали самым большим внутренним вызовом для иранского духовного руководства как минимум за три года, на фоне глубокого экономического кризиса, международных санкций и последствий прошлогодней войны.