Пока в Лондоне открывается pop-up-аукцион дизайнерских сумок, в модном мире продолжается настоящая лихорадка, пишет обозреватель BBC Скарлетт Харрис. Аукционные дома с вековой историей фиксируют рекордные суммы, а цены на люксовые вещи взлетают до небес. Но может ли мода сравниться с искусством, скажем, с полотнами Пикассо?
«Я люблю, когда мои деньги на виду — в моем шкафу», — говорила героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу. Похоже, все больше коллекционеров разделяют это мнение. Только в прошлом месяце на аукционе Sotheby’s в Париже была продана поношенная сумка Hermès, принадлежавшая самой Джейн Биркин, за 7 миллионов фунтов (9,2 млн долларов). А на днях лондонское отделение Sotheby’s открыло временный салон, в котором до 22 августа выставлены на продажу вещи от Hermès, Rolex и Cartier.
Ранее модные отделы в аукционных домах считались второстепенными. Известные бренды должны были привлечь покупателей к более «серьезным» лотам — живописи или скульптурам. Звездная принадлежность вещей всегда добавляла им ценности — платья принцессы Дианы или Мэрилин Монро продавались значительно дороже, чем подобные модели без знаменитых обладательниц. Но продажа сумки Birkin за 7 миллионов фунтов — беспрецедентна.
Например, знаменитое платье Мэрилин Монро, в котором она исполнила «Happy Birthday, Mr. President», сначала продали в 1999 году за 1,3 миллиона долларов, а затем — в 2016-м — уже за 4,8 миллиона. Сейчас оно хранится в музее Ripley’s Believe It or Not!, хотя на Met Gala 2022 его надевала Ким Кардашьян. Модный историк Кора Гаррингтон отмечает, что появление Кардашьян только повысит будущую цену платья, даже несмотря на возможные повреждения.
«Обычно повреждения снижают стоимость, но здесь — наоборот», — объясняет она. Внимание СМИ и соцсетей — как положительное, так и отрицательное — тоже влияет на конечную стоимость. Так, интерес к костюмам Кэролайн Бессетт-Кеннеди, которых коснется новый сериал Райана Мерфи, наверняка приведет к росту стоимости ее гардероба на будущих аукционах.
Сегодня влияние на рынок оказывают и современные инфлюенсеры — как те, кто ищет лучшие копии дизайнерских вещей, так и те, кто покупает оригиналы. И, как отмечает Харрингтон, это только увеличивает спрос на настоящий люкс и усложняет работу экспертов по аутентификации.
Не последнюю роль в повышении цен играют и онлайн-платформы — Depop, Vinted, eBay, Vestiaire Collective, TheRealReal — которые сделали люкс более доступным. Но, как предупреждает профессор Уша Хейли из Университета штата Канзас, чрезмерная «инвестиционная» игра на перепродаже может раздуть рынок до опасного уровня.
«Рост стоимости архивных вещей может отдалить моду от обычных людей, превратив ее в символы статуса, которые мало кому доступны, даже несмотря на демократизацию моды в цифровом пространстве», — отмечает она.
Мода как самовыражение все больше уступает моде как инвестиции и демонстрации статуса. И пока Hermès продают за миллионы, вопрос «оправдана ли эта цена» становится не менее модным, чем сама сумка.
