Украине нужно любое преимущество, чтобы выбить Россию со своей территории. Одной из новых положительных тенденций является небольшая, но быстро растущая оборонная промышленность, в которую правительство вкладывает средства, надеясь, что всплеск изготовленного оружия и боеприпасов поможет переломить ситуацию на поле битвы.
Об этом говорится в материале The Associated Press.
Эти усилия резко возросли за последний год, когда США и Европа пытались доставить оружие и другую помощь Украине, которая противостоит значительно более многочисленной российской армии с опорой на свою процветающую отечественную оборонную промышленность.
Правительство Украины выделило почти 1,4 миллиарда долларов в 2024 году на закупку и разработку вооружений у себя дома — что в 20 раз больше, чем до полномасштабного вторжения России.
Еще одно важное изменение — это то, что огромная часть оружия сейчас покупается на частных заводах. Они появляются по всей стране и быстро захватывают промышленность, в которой раньше доминировали государственные компании.
Частный минометный завод, который заработал на западе Украины в прошлом году, производит около 20 000 снарядов в месяц. «Я чувствую, что мы приближаем нашу страну к победе», — сказал Анатолий Кузьмин, 64-летний владелец завода, который ранее производил сельскохозяйственную технику и покинул свой родной дом на юге Украины после вторжения РФ в 2022 году.
Тем не менее, как и многие другие аспекты военного аппарата Украины, оборонный сектор сдерживается нехваткой денег и рабочей силы, а также, по словам руководителей и генералов, слишком большой бюрократической волокитой в правительстве. Более мощный частный сектор мог бы помочь искоренить неэффективность и позволить заводам производить оружие и боеприпасы еще быстрее.
Ставки не могут быть выше.
Россия контролирует почти четверть территории Украины и набирает обороты вдоль линии фронта протяженностью 1000 километров, демонстрируя готовность использовать большое количество войск для достижения даже малейших успехов. Украинские войска регулярно оказываются в меньшинстве и это способствует падению боевого духа.
«Миномет нужен не через три года, он нужен сейчас, желательно вчера», — говорит Тарас Чмут, директор фонда «Вернись живым», организации, которая за последнее десятилетие собрала более 260 миллионов долларов на оснащение украинской армии пулеметами, бронетехникой и прочим.
Предприниматели военного времени
Анатолий Кузьмин, владелец минометного завода, покинул Мелитополь в 2022 году после того, как Россия вторглась и захватила его завод, который в основном производил запчасти для сельскохозяйственной техники. Он начал разрабатывать прототип минометной мины вскоре после вторжения России в Украину в 2014 году, когда она незаконно аннексировала Крымский полуостров.
Прошлой зимой Анатолий стал владельцем большого склада на западе Украины. Среди его долгосрочных целей — увеличение производства до 100 000 снарядов в месяц и разработка двигателей и взрывчатки для беспилотников.
Он лишь один из многих предпринимателей, которые трансформируют украинскую оборонную промышленность, в которой после распада Советского Союза доминировали государственные предприятия. Сегодня около 80% оборонсектора находится в частных руках — зеркальное отражение того, что было год назад, и резкий контраст с российской оборонной промышленностью, которую полностью контролирует государство.
Каждый созданный снаряд заворачивают в крафтовую бумагу и бережно упаковывают в деревянные ящики, чтобы отправить в Румынию или Болгарию, где их наполняют взрывчаткой. Через несколько недель их возвращают обратно и отправляют на фронт.
«Наша мечта — создать завод по производству взрывчатки», — говорит Анатолий Кузьмин, который сейчас ищет партнера, чтобы воплотить эту мечту в жизнь.
Препятствия для роста
Резкое увеличение военных расходов в Украине произошло на фоне того, что Конгресс США заблокировал выделение 60 миллиардов долларов помощи, а европейские страны пытаются предоставить достаточное количество необходимых боеприпасов.
По словам Тревора Тейлора, научного сотрудника Королевского института объединенных служб (Royal United Services Institute), лондонского аналитического центра, Украина не имеет никаких шансов победить Россию без массированной поддержки Запада, какой бы впечатляющей ни была трансформация оборонной промышленности.
«Украина не способна производить все виды боеприпасов, которые ей нужны для ведения этой борьбы, — отметил Тейлор. «Приостановление американской помощи в размере 60 миллиардов долларов является действительно значительным препятствием».
Россия также инвестирует больше в свою оборонную промышленность, рост которой помог защитить ее экономику от всего бремени западных санкций. Министр обороны РФ Сергей Шойгу недавно хвастался огромным ростом производства танков, беспилотников и боеприпасов.
«Вся страна поднялась и работает для нашей победы», — сказал он.
По словам Александра Камышина, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины, производство минометных мин в Украине выросло примерно в 40 раз, а производство артбоеприпасов — почти втрое, по сравнению с прошлым годом. Также наблюдается бум стартапов в сфере беспилотников: правительство выделило около 1 миллиарда долларов на эту технологию — сверх своего оборонного бюджета.
«Сейчас мы производим за месяц то, что раньше производили за год», — сказал Владислав Бельбас, генеральный директор компании «Украинская бронетехника», которая производит широкий спектр военной техники.
Для 28-й отдельной механизированной бригады ВСУ, которая воюет под Бахмутом, задержки в поставках иностранного вооружения пока не создали никаких проблем, «потому что мы способны покрыть наши потребности за счет собственного внутреннего производства», — отметил майор Артем Холодкевич.
Впрочем, отечественные оружейные заводы сталкиваются с рядом проблем — от того, что не успевают за меняющимися потребностями командиров на поле боя, до собственной уязвимости перед ударами дальнобойных российских ракет.
Но, пожалуй, самое большое непосредственное препятствие — это нехватка рабочей силы.
Ярослав Дзера, который руководит одним из заводов «Украинской бронетехники», говорит, что ему трудно набирать и удерживать квалифицированных работников, не в последнюю очередь потому, что многие из них были мобилизованы на войну.
Преодолевая бюрократию
Компании-производители вооружений говорят, что еще одним препятствием для роста является бюрократия.
С начала войны правительство пыталось стать более эффективным, в частности, сделав процесс заключения контрактов более прозрачным. Но чиновники говорят, что страна должна пройти долгий путь.
Незадолго до того, как его заменил президент Владимир Зеленский, бывший главком ВСУ генерал Валерий Залужный осветил эту проблему в статье, написанной для CNN, заявив, что оборонный сектор Украины остается «задавленным» слишком большим количеством нормативных актов и отсутствием конкуренции.
Несмотря на вызовы, одной из историй успеха является украинская индустрия беспилотных летательных аппаратов. Морские дроны украинского производства оказались эффективным оружием против российского флота в Черном море.
По словам Михаила Федорова, министра цифровой трансформации Украины, сейчас в Украине функционируют около 200 компаний, которые занимаются разработкой беспилотников, и объемы производства стремительно выросли. В декабре было осуществлено в 50 раз больше поставок, чем годом ранее.
Война России в Украине — это не противостояние за то, у кого лучшие беспилотники или ракеты, считает Сергей Пашинский, председатель торговой группы Национальной ассоциации предприятий оборонной промышленности Украины.
«У нас с Россией война только двух ресурсов — человеческих и финансовых, — отметил он. «И если мы научимся использовать эти два основных ресурса, мы победим. Если нет, то у нас будут большие проблемы».