В России мастерские по изготовлению протезов все больше заполняются ранеными военными, которые возвращаются с фронта войны против Украины. Среди них — бывший боец частной военной компании «Вагнер» Дмитрий, который после потери ноги на поле боя снова научился ходить благодаря новому протезу, пишет AFP.
54-летний мужчина ранее воевал в Сирии и на стороне поддерживаемых Москвой боевиков на востоке Украины еще до начала полномасштабного вторжения в 2022 году. Он рассказал, что подразделение, в котором он находился, подверглось бомбардировке при попытке переправиться через Днепр, после чего его правую ногу оторвало. Из-за тяжелых ранений брюшной полости он провел восемь месяцев в больнице и еще год передвигался на коляске.
По оценкам независимых исследователей и западных разведок, количество убитых и раненых российских военных составляет сотни тысяч, хотя официальная Москва таких данных не раскрывает. Государственная статистика свидетельствует, что в 2024 году в стране выдали на 60 тысяч больше протезов, чем в 2021-м, что означает рост на 65%.
Руководитель частной мастерской под Санкт-Петербургом Михаил Московцев отмечает, что ранения бывших военных легко отличить, в частности по характерным травмам от минных взрывов. По его словам, в работе он не задает вопросов об обстоятельствах потери конечностей, а современные протезы могут стоить до пяти миллионов рублей.
Российские ветераны могут выбирать между государственными и частными учреждениями реабилитации, а также получают денежные выплаты в зависимости от тяжести ранений. Один из раненых сообщил, что получил три миллиона рублей компенсации.
Власти России одновременно перестраивают экономику и общество под нужды войны, предлагая высокие зарплаты военным и поощряя ветеранов к работе в органах власти и государственных структурах. В то же время растут опасения по поводу возможных социальных проблем из-за возвращения большого количества раненых с фронта.
Другой бывший военный, который потерял ногу во время удара беспилотника в Бахмуте в 2024 году, заявил, что не жалеет об участии в боевых действиях и снова сделал бы тот же выбор.