Лонгриды

Мнение: новая карта Украины. Каковы риски?

26 июня 2020 07:28

Новое деление по районам — это хорошо и правильно. Главное сейчас — не испортить идею неуклюжей реализацией. Как говорится: семь раз отмерь.

Об этом в своей авторской колонке на НВ рассуждает экс-вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко.

***

Лечь спать в одном районе области, а проснуться в другом. Такая реальность не сегодня-завтра ожидает большинство из нас. Ничего страшного в этом нет, но при условии, если все верно просчитать, подготовиться и обойти риски.

На днях Верховная Рада должна рассмотреть проект постановления нового районного деления Украины, которую подготовило правительство, в котором вместо 490 существующих районов предполагается 129. Укрупнение и уменьшение количества районов — необходимый, правильный и логичный шаг в рамках децентрализации, которую мы начали в 2015 году. На первом этапе мы формировали базовый уровень админтерустройства — объединенные территориальные общины, на конец прошлого года мы сформировали 1041 ОТГ, сейчас в перспективных планах на всей территории Украины — 1470. Второй этап — реформирование районного уровня. Цель, которую мы преследовали: окончательно избавиться от советской системы управления, приблизить Украину к европейской системе NUTS-2, которая предусматривает максимум услуг спустить ближе к людям — на общины, убрать дублирование властных полномочий на местах, а по районам оставить организацию системы государственной власти на местах. Так это работает в Европе.

Сейчас в правительственных предложениях районов уже 129, а к моменту голосования в парламенте, вероятно, будет еще больше. Мы увидим, как народные депутаты устроят «Танцы с бубнами», чтобы «накинуть» пару-тройку районов «под себя», чтобы закрыть какой-то свой гешефт в регионе или округе. Слишком велик соблазн — «под шумок» получить карманный район. В этом и заключается главный риск, ведь прихоти и амбиции политиков, как показывает практика, слишком дорого обходятся государству.

Кроме этого, я вижу еще несколько болевых точек нового районного деления.

Создание районов, где проживают этнические меньшинства.

Сейчас наибольший общественный резонанс — вокруг Береговского района Закарпатья, который уже прозвали «венгерским», и Болградского в Одесской области, где проживают этнические болгары. Безусловно, и венгры, и болгары являются такими же украинцами, как и все другие украинцы разного этнического происхождения. Но, чтобы избежать каких-либо спекуляций, инсинуаций и рисков в будущем, при создании таких районов нужно их «вытягивать», объединяя с общинами этнических украинцев и усиливая связи и сотрудничество. Имея опыт Крыма и Донбасса, нужно делать так, чтобы избежать возможного напряжения в других местах. Например, наше предложение заключалось в том, чтобы Береговский район вошел в Мукачевский и был протянут от границы с Венгрией до границы с Львовской областью.

Куда деть армию чиновников, которых уволят после укрупнения районов? Как эффективно построить новую модель управления на районном уровне?

В существующих РГА сейчас работает около 48 тысяч госслужащих, расходы на их содержание — около 6,4 млрд грн, средние затраты на содержание 1 работника РГА в год — 133 тыс грн. После реформы районного уровня иметь на районном уровне около 14 тысяч госслужащих. Можно пойти простым путем — забрать сэкономленные средства в госбюджет. Но так мы не изменим качество менеджмента на местах. Мое предложение иное: повысить требования к компетенциям госслужащих, предложить им конкурентную зарплату и, соответственно увеличить нагрузку (4 работника РГА на 10 тысяч населения). В результате — сформировать на конкурсной основе качественные мощные команды, которые смогут координировать, управлять процессами и делегированными полномочиями от государства. А за других профессиональных служащих, будут соревноваться объединены общины.

Территориальные подразделения исполнительной власти на местах. Они должны переформировываться согласно новому районному делению.

Лишь в Вооруженных Силах 522 районных и городских военкомата, которые нужно реорганизовать. Такая же история с территориальными управлениями соцзащиты, образования, медицины, правоохранительных органов — всех министерств и ведомств. Это реорганизация многочисленных структур на местах, изменения в профильные законы — это огромная работа, которую нужно делать уже сейчас.

Инфраструктура услуг. Жителям городов и сел не стоит волноваться из-за изменения конфигураций и функций районного уровня и тем, что придется ездить за справкой в дальнюю даль в новый район. Все административные и социальные услуги должны предоставляться в ЦНАП в общинах. Правда ЦНАП должен быть не просто в каждой общине, а в 30-минутной доступности. И вот тут и возникает проблема: поскольку ЦНАП еще нужно создавать. По состоянию на прошлый год ЦНАП было уже 796, еще 200 ЦНАП должны быть созданы в 2020-м, но пока мы их не увидели. Такая же ситуация с Центрами безопасности, амбулаториями, школами, детсадами — всеми услугами, которые должны предоставляться людям и быть максимально к ним приближенными. Сети доступности базовых услуг мы разработали еще в 2018-м.

Поэтому новое районное деление — это хорошо и правильно. Главное сейчас — не испортить идею неуклюжей реализацией. Как говорится: семь раз отмерь.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling