Общество

Мнение: ветераны Иловайского котла и их родственники предъявят власти свой, иловайский счет

29 августа 2016 20:28

Власти нельзя продолжать делать вид, что ничего не произошло. Слишком уж далеко зашли разговоры о том, кто кого подставил, сдал, специально уничтожил

Во всех городах задают эти два вопроса. Во всех сорока городах Украины, где пришлось побывать с сентября 2015-го, когда книга вышла в свет, на всех ста тридцати встречах. В Киеве, на Волыни, в Полтаве, Днепропетровске, в Сумах, в маленьких районных центрах и мегаполисах. Два коротких вопроса: «Сколько погибло под Иловайском?» и «Накажут ли виновных?» - подразумевая, что фамилии виновных давно известны.

Цифры, озвученные военной прокуратурой в августе 2015 года, таковы: погибших – 366, раненых – 419, пленных – 128, пропавших без вести – 158. Главный военный прокурор Анатолий Матиос также огласил общее количество украинских военнослужащих, побывавших в «котле» - 1050 человек, и военной техники – четыре пушки, четыре миномета и т. д. Вероятно, эти цифры не учитывают бойцов добровольческих батальонов. Иначе их сложно объяснить – только в одном минометном взводе «Донбасса» насчитывалось названное Матиосом количество минометов.

Пропавшие без вести (158), скорее всего, все погибли. Большинство захоронено как неизвестные солдаты, и надежда на чудо чрезвычайно мала, хотя многие родственники не верят даже в результаты ДНК-анализа. Некоторые бойцы сгорели в бронетехнике, и надежда их идентифицировать равна нулю, но близкие до сих пор ищут зацепки, которые могут помочь узнать судьбу солдат.

Итого, согласно официальной версии, вместе с пропавшими без вести количество потерь в «Иловайском котле» составляет 524 человека. Можно ли верить этой цифре? И да, и нет.

Да, потому что военная прокуратура пользуется документами воинских частей. Перечень подразделений, количество личного состава, акты о гибели, акты о пропавших без вести – вот и вся печальная бухгалтерия. Формально все, скорее всего, сходится. Но получается, что 524 погибших/пропавших без вести – это, согласно версии военной прокуратуры, каждый второй боец (из 1050), побывавший в окружении. Но мы знаем, что это не так, выжило значительно больше в процентном соотношении.

Однако сегодня уже никто точно не скажет, сколько 29 августа украинских солдат находилось в двух колоннах: полторы тысячи, две тысячи? В официальном перечне подразделений вы не увидите, например, бойцов «Правого сектора», а они там были. А сколько бойцов ВСУ прорвалось к Многополью накануне из окружения от Савур-Могилы? Сколько добровольцев перед выходом на задание не успели занести в штатные ведомости батальонов?

Да и какие временные рамки и какую территорию считают «Иловайским котлом»? Кого зачисляют в список погибших там? Похоже, только тех, кто погиб 27 и 29-30 августа при попытке прорыва и выходе через «коридор». Но ведь операцию по окружению Иловайска украинское командование начало в первых числах августа, когда вокруг города расставили блокпосты 51-й, 93-й бригад и тербата «Кривбас», а уже 10 августа часть батальонов «Донбасс» и «Азов» предприняли разведку боем, понеся первые потери. А разве не гибли люди в другие дни? И если посчитать всех погибших и пропавших без вести, задействованных в Иловайской операции, то получится, к сожалению, куда более внушительная цифра, чем 524.

Итог годичной работы на этом участке волонтерской миссии «Черный тюльпан» - около 400 поднятых тел и останков. Наверное, если мы скажем, что во время Иловайской операции за месяц погибло и пропало без вести от 524 до 1 000 человек, это будет правдой. Правдой, которую нужно знать поименно. Но поименного официального списка людей, отдавших свои жизни за Украину в Иловайской операции, в открытом доступе до сих пор нет.

Наверное, потому что точный подсчет Иловайских потерь неминуемо приведет к отставке самых высоких чинов в армии, а, возможно, и не только в армии.

Военный преступник №1

Трудно не согласиться с командующим АТО Виктором Муженко: «Если бы не было российской регулярной армии, не было бы никакого «котла»». Российские военные не только находились с 23 августа под Иловайском и убивали украинских солдат, но и совершали военные преступления: расстреливали пленных и раненых, давили их бэтеерами и танками.

Удивительно, но Украина не предприняла никаких целенаправленных действий по сбору и упорядочиванию материалов о преступлениях российской регулярной армии под Иловайском. А ведь имеются не просто многочисленные свидетели, а и видеоматериалы. Насколько известно, по преступлениям российской армии сегодня нет никакого отдельного уголовного производства.

Впрочем, действия российской армии не снимают ответственности с украинского командования. Вместо того, чтобы оперативно реагировать на вторжение, в День Независимости украинское военное руководство вместе с президентом принимает парад на Крещатике, вручает и получает награды и новые погоны. Однако, по официальной версии, виновных в «котле» с украинской стороны пока нет. Большинство участников событий и тех, кто интересуется темой, так не считают.

Два года тишины

Главный виновник этого сложившегося мнения – официальная полуправда, затянувшееся расследование, непрозрачность в подсчете потерь. По всему видно, что руководству страны тема Иловайска крайне неприятна. Но проблема в том, что власти нельзя продолжать делать вид, что ничего не произошло, что, мол, это война, а на войне и не такое бывает. Слишком уж далеко зашли разговоры о том, кто кого подставил, сдал, специально уничтожил. Этим негативным фоном обязательно политически воспользуется кто-то третий. А ветераны Иловайского котла и их родственники рано или поздно предъявят власти свой, иловайский счет, расплатиться по которому будет очень тяжело. 

Евгений Положий

Писатель, журналист

НВ


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling