Политика

Мнение: очередное Минское принуждение-2

4 августа 2016 16:00

Минских соглашений нет, и по большому счету никогда не существовало. Поэтому формат «Минск-2» не может зайти в тупик. С самого начала подписанные в столице Беларуси документы нельзя было назвать «соглашениями», поскольку никто не соглашался их выполнять. А все пункты, которые с огромной натяжкой были реализованы, выполнялись вынужденно, под огромным давлением противоположной стороны.

Покойный Минск-1

Первый Минский меморандум, подписанный 19 сентября 2014 года, можно смело назвать самым авторитетным не соблюдаемым договором в новейшей истории. О важности минских соглашений неоднократно говорили многие мировые лидеры и руководители международных организаций, в числе которых руководство России, США, стран ЕС и Генсек ООН Пан Ги Мун.

Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины (второй президент Леонид Кучма), России (посол РФ в Украине Михаил Зурабов) и ОБСЕ (Хайди Тальявини) 5 сентября согласовала 12 пунктов соглашения, на основе которых был подписан меморандум. Под ними поставили свои подписи также главари "ДНР-ЛНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

Минские соглашения предполагали:

1. Незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.

2. Мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима прекращения огня.

3. Децентрализацию власти в Украине и принятие Закона "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (Закон об особом статусе).

4. Мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.

5. Безотлагательное освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

6. Принятие закона о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины (амнистия боевикам).

А также инклюзивный общенациональный диалог; улучшение гуманитарной ситуации на Донбассе; обеспечение проведения досрочных местных выборов в соответствии с Законом об особом статусе; вывод незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины. Плюс принятие программы экономического возрождения Донбасса и предоставление гарантий личной безопасности для участников консультаций (12 пункт).

Минский меморандум включал механизмы осуществления перемирия, такие как остановка всех воинских формирований на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года, запрет на наступательные действия, отвод крупнокалиберного оружия на глубину 15 км. В созданной таким образом 30-километровой зоне безопасности стороны должны были убрать минные поля и отказаться от использования беспилотников.

Что выполнено?

Пункт о "немедленном" прекращении огня был нарушен сразу. Только 4 октября 2015 г. ОБСЕ заявила об определенном прогрессе в деэскалации конфликта, хотя нарушения режима прекращения огня продолжались. 7 октября в дополнение к минским соглашениям был объявлен "режим тишины", который также не выполнялся в полной мере.

Требование остановить войска на линии соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 г., также не было выполнено. В секретном приложении к Минскому меморандуму были точные географические координаты, через которые должна была проходить линия соприкосновения.

Для их выполнения украинские войска должны были покинуть донецкий аэропорт, а боевики обязаны были передать под контроль украинской армии ряд населенных пунктов. При этом пророссийские боевики отказались отдавать населенные пункты, в которых якобы проживают их родственники. Соответственно, украинская армия не ушла из донецкого аэропорта, что вылилось в героическую оборону ДАП, в ходе которой он был превращен в руины.

Боевики продолжали по мере возможности вытеснять украинские войска. Как заявлял спикер Министерства иностранных дел Украины Евгений Перебийнис, с момента подписания минских соглашений они захватили 500 км² украинской территории.

Пункты 2 и 4 соглашения о мониторинге со стороны ОБСЕ режима прекращения огня и контроля за российско-украинской границей тоже не были выполнены в полной мере. Роль ОБСЕ свелась к констатации фактов нарушений, которые попали на глаза наблюдателям. Также наблюдатели замечали, но не могли повлиять на военные поставки с территории РФ боевикам Донбасса.

В свою очередь украинские власти приняли, а затем отменили закон об особом статусе Донбасса, аннулировав пункт №3 соглашения. Закон о недопущении преследования и наказания боевиков тоже не заработал (пункт №6). Не были выполнены и другие положения соглашения. Правда, в рамках выполнения пункта №5 несколько сотен украинских военнопленных были обменяны на боевиков.

Полумертвый Минск-2

12 февраля 2015 года были подписаны Минские соглашения-2, которые глобально не отличались от предыдущих договоренностей.

В них было предусмотрено полное прекращение огня с 00:00 15 февраля 2015 года. При этом параллельно с переговорами в Минске шли ожесточенные бои за Дебальцево. В итоге украинская армия только 18 февраля под огнем вышла из города. А после вывода сил АТО, их новую линию обороны по реке Луганке боевики штурмовали до 21 февраля.

Все сроки прекращения огня, вывода всех иностранных вооруженных формирований и техники, разоружения незаконных групп, были сорваны. Обмен пленными «всех на всех» также не состоялся.

В свою очередь, украинские власти не спешили проводить местные выборы на Донбассе, объявлять полную амнистию всех сепаратистов, террористов и наемников, а также завершать в Украине конституционную реформу с закреплением особого статуса для Донбасса.

При этом стороны конфликта использовали и используют не выполненные пункты соглашений как повод для невыполнения других пунктов. Террористы не хотят отпускать заложников, пока Украина не объявила им полную амнистию. Киев отказывается говорить о выборах, пока не прекращены боевые действия и нарушается первый и самый главный пункт Минских соглашений. Россия заявляет, что украинская сторона не выполняет своих обязательств, не объявляя выборов, но полностью игнорирует свои нарушенные обязательства.

К этому можно добавить, что все стороны по-своему трактуют пункты соглашений. Например, Украина заявляет, что военные преступники согласно Минским соглашениям не могут быть амнистированы, а боевики требуют полного прощения всех грехов. Россия не считает украинских заложников военнопленными. «Ответные» обстрелы на линии соприкосновения продолжаются, в том числе с использованием артиллерии калибром свыше разрешенного Минскими соглашениями. А боевики периодически сбивают беспилотники ОБСЕ и не допускают наблюдателей и вовсе без объяснений, на каком основании они это делают.

Принуждение к Минску

Секрет Минских соглашений очень прост – стороны выполняют только те пункты и только в тех объемах, в которых их заставляют это сделать. А также те, которые выгодны им на данный момент. Если бы украинская армия силой не остановила наступление боевиков, они, наплевав на соглашения, попытались бы захватить всю Луганскую и Донецкую область, или пошли бы на Киев и Львов, о чем открыто заявляли.

Украина давно очистила бы пророссийские «республики» от сепаратистов, если бы не прямое вмешательство российских военных. Теперь она ведет позиционную войну, пытается заниматься реформами, восстанавливает боеспособность армии и тянет время в ожидании, когда ослабленная экономически Россия будет вынуждена покинуть Донбасс. Еще одна стратегия украинской стороны – попытка привлечь к конфликту международных вооруженных миротворцев. В минских соглашениях такой опции нет, однако это уменьшит расходы на отражение агрессии и гарантирует огромные проблемы для РФ в случае ее продолжения. При этом заставить украинские власти выполнить требования Минска-2 по проведению выборов на Донбассе в нынешних условиях практически невозможно. Это приведет к волнениям в Киеве, повесит на государственный бюджет регион с разрушенной войной экономикой и инфраструктурой. Кроме того, им не нужны районы с враждебно настроенным населением и вооруженными формированиями, подконтрольными другому государству.

Россия делает ставку на внутреннюю дестабилизацию Украины, нагнетает обстановку на фронте, пытается уничтожать ее экономику и продавливает свои «любимые» пункты Минских соглашений, в числе которых выборы на Донбассе без акцента на возвращение границы под контроль Украины. При этом РФ ограничена в возможности резко нарастить масштабы военного давления, поскольку это повлечет усиление санкций. Однако она постоянно прощупывает и пытается расширить границы дозволенного, за которые можно выйти без резкой реакции мировой общественности.

Страны Запада постепенно удушают Россию санкциями, пытаясь купировать конфликт и не допустить гуманитарной катастрофы у своих границ, как в Украине, так и в России. С этой же целью они оказывают финансовую и организационную помощь Украине и давят на Киевские власти, чтобы те активнее проводили политику примирения. При этом США более спокойно относятся к продолжению или усилению санкций в отношении РФ, но страна все больше сосредотачивается на внутренних процессах из-за выборов президента. В ЕС заинтересованы в восстановлении отношений с Россией, однако в большей степени опасаются агрессии РФ, поэтому параллельно НАТО перестраивает систему обороны с учетом новых угроз, что тоже требует времени.

Минские соглашения оказались в тупике, поскольку ни у одной из сторон сейчас нет сил или желания на продавливание своих условий. Поэтому сейчас единственной полезной опцией «Минска» является уменьшение масштабов кровопролития на Донбассе. Украине остается настаивать на полном выполнении первого пункта соглашений, требовать новых санкций в отношении России и не поддаваться на давление. Если параллельно в стране будут восстанавливаться государственные институты и идти реформы, она может позволить себе немного подождать.

Александр Комаровский, специальное для «Главное» 


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling