Политика

Журналист: Чем хорош Brexit

29 июня 2016 21:53

Этот обзор полностью посвящен последствиям выхода Великобритании из ЕС, пишет корреспондент НВ Иван Яковина.

Без паники

«Спокойствие, только спокойствие!» - любил повторять многомудрый Карлсон – гражданин пока еще входящей в ЕС Швеции. Сейчас его слова актуальны как никогда. Итоги голосования по вопросу о выходе Великобритании из Евросоюза всерьез расстроили прогрессивную общественность во всем мире. Ленты соцсетей превратились в хронику надвигающегося апокалипсиса – сначала финансово-экономического, а потом и социально-политического.

Если обобщить невеселые прогнозы, то картина недалекого будущего выйдет примерно такой: Брексит принесет с собой период неопределенности, которая выльется в затяжной и глубокий экономический кризис глобальных масштабов. Доведенные до ручки континентальные европейцы пойдут вслед за британцами на выход из ЕС – страна за страной. Поскольку многие из этих стран этнически и экономически неоднородны, начнут распадаться и они: Шотландия и Каталония станут первыми, за ними – Корсика, Фландрия, Южный Тироль, Северная Италия, Бавария, Страна Басков и бог знает кто еще. В осколках ЕС к власти придут авторитарные антиевропейские силы, с симпатией относящиеся к Владимиру Путину (который всех переиграл), фашисты, популисты и ксенофобы всех мастей. США потеряют влияние в Европе, а на волне общего краха и безумия к власти там придет Дональд Трамп. Запад откажется от принципов толерантности, политического плюрализма, солидарности и личных свобод граждан – всего того, что составляет хребет его системы ценностей. Финал, словами главы Евросовета Дональда Туска, будет совсем уж грустным: «гибель европейской политической цивилизации».

Противники выхода Великобритании из ЕС, агитируя за сохранение ее членства в Союзе, оперировали именно этими  прогнозами, стремясь отговорить подданных Ее Величества от Брексита. Как видим, тактика запугивания особенных плодов не принесла. Зато появился повод поговорить о перспективах британского одиночества серьезно и предметно, а не чисто гипотетически и без предвыборной паники в голосе. Ведь на самом деле, не все так ужасно.

Британский оптимизм

Итак, британскую экономику действительно будет лихорадить. По крайней мере, в начале переходного периода. Курс фунта стерлингов, биржевой индекс FTSE и цены на недвижимость уже пошли вниз. Однако едва ли ситуация будет столь тяжелой и продолжительной, как предрекают многие. Экономика функционирует. Британцам не надо заново создавать валюту, фискальную и налоговую системы: все это есть и прекрасно работает. Британские банки, биржи и прочие финансовые учреждения – лучшие в мире. Существенных претензий к местным судам и правоохранительным органам нет. Даже миграционная система у Соединенного Королевства своя, отдельная от ЕС.

Чтобы британское государство, создававшееся и совершенствовавшееся веками, в одночасье рухнуло, требуется нечто куда более серьезное, нежели постепенный выход из ЕС. Честно говоря, даже не могу себе представить, что бы это могло быть. Разве что построение там  халифата или государства рабочих и крестьян. Ни того, ни другого, к счастью, на горизонте не просматривается.

Пятая по объему экономика мира, основанная на либеральных принципах, защищенная честными судами и незыблемыми правами собственности, также обладает немалым запасом прочности. Чтобы ее развалить не хватило даже усилий Гитлера и всей военной мощи нацистской Германии, включая морскую блокаду Островов. Сейчас же никто не собирается обстреливать Лондон баллистическими ракетами и топить британские суда. То есть тут тоже не все так мрачно.

Более того, вполне себе европейские Норвегия и Швейцария, не участвуя в Евросоюзе, сумели договориться с ним о свободной торговле и взаимовыгодном сотрудничестве. Обе страны стабильно занимают верхние строчки в общемировых рейтингах качества жизни. То обстоятельство, что они не входят в ЕС, не мешает жить и богатеть ни им, ни соседям. Совершенно непонятно, что могло бы помешать и британцам договориться с ЕС об аналогичной системе отношений.

Конечно, есть определенные опасения за будущее лондонского Сити – крупнейшего в Европе финансового центра. Но тут важно вот что: в Лондон деньги текли не столько благодаря, сколько вопреки ЕС. Инвесторов привлекали британские законы в этой сфере – куда более либеральные, нежели на континенте, во Франкфурте или Париже. После выхода из ЕС биржи и банки избавятся от введенных Брюсселем правил и ограничений, поэтому результат может оказаться даже лучше прежнего. Впрочем, это лишь оптимистичный сценарий, который имеет такое же право на существование, как и многочисленные пророчества пессимистов.

Шанс для Европы

Великобритания всегда была «пятым колесом» в Евросоюзе – страной, которая вечно требовала для себя преференций, особых условий, отказывалась подчиняться общим требованиям, не входила ни в еврозону, ни в Шенгенское соглашение. Экономический эгоизм Лондона постоянно осложнял ЕС ведение переговоров с третьими странами – британцы то и дело блокировали общеевропейские инициативы, которые считали невыгодными для себя.

Без участия Лондона позиция ЕС на международных переговорах будет намного сильнее – менее «рыхлой», более консолидированной и единой. Это позволит Евросоюзу со временем пересмотреть многие былые соглашения, заключенные с учетом «особой позиции» Великобритании, сделав их куда более выгодными для континентальных европейцев.

Проблемы, с которыми британцы неизбежно столкнутся на начальном этапе одиночного плавания, не усилят, а ослабят позиции евроскептиков на континенте – по крайней мере, в ближнесрочной перспективе. Выход из ЕС имеет смысл, если гарантирована более зажиточная жизнь, если же британский пример будет демонстрировать обратное, то желающих обособиться сильно поубавится.

Более того, сейчас у Германии появился исторический шанс форсировать интеграцию континента, выведя его на траекторию формирования «Соединенных Штатов Европы». Лондон на протяжении десятилетий был главным и очень серьезным оппонентом Берлина в проведении все более глубокой интеграции ЕС. Сейчас же оппозиция самоустранилась, а элиты в Брюсселе и национальных столицах, до смерти напуганные перспективой развала Евросоюза, дадут Берлину полный карт-бланш на быстрые и решительные интеграционные реформы. Перед ними сейчас одна общая задача: сделать европейское единство столь глубоким и фундаментальным, что даже мысль о выходе из Союза будет восприниматься как глупость и ересь.

В этом смысле Евросоюзу может помочь и намечающийся повторный референдум о выходе Шотландии из состава Великобритании. Позитивный исход голосования стал бы огромным ударом по идее разрушения европейского единства и по «совершенно независимой» Великобритании. Членство в ЕС даже правыми радикалами будет восприниматься как гарантия от распада их стран на мелкие провинции. Поддержка независимой Шотландии со стороны ЕС будет всеобъемлющей. Брюссель постарается сделать Эдинбург «витриной ЕС», глядя на которую британцы будут горько сожалеть о своем решении.

Ну и последнее: выход Великобритании из ЕС и последующая консолидация прочих членов Союза, скорее всего, приведут к прекращению приема новых небогатых членов. Во избежание дальнейшего сепаратизма принимать в ЕС будут только тех, кто полностью соответствует необходимым критериям. Обладателей «особого мнения» сразу будут посылать подальше. «Авансов», выданных Румынии, Болгарии и Греции, тоже уже не будет. Поэтому тем странам, которые все еще хотят присоединиться к ЕС, надо будет идти к успеху, полагаясь на свои силы, не ожидая, что добрые европейцы придут и все наладят. От этой иллюзии надо избавляться. Не придут и не наладят. После британского демарша они с утроенной энергией будут заняты ликвидацией внутренних противоречий и унификацией уровней развития действующих членов.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling