Общество

Женщины в украинской армии: заметен ли маршальский жезл в сумочке?

14 декабря 2014 10:01

"Женщины в одежде милитари невероятно красивы", - эти слова мой коллега, мужчина, как будто вынул из моей головы, просматривая со мной фото и Фейсбук-аккаунты героинь моих материалов, украинских женщин, работающих на армию и помогающих на войне с Россией.

"Красота - не единственная причина того, что Швеция, Норвегия и Голландия доверили свои Вооруженные силы женщинам, министрам обороны, - уточнила я. - Просто женщины более склонны к порядку, и они лучше заботятся о солдатах и любом, в том числе военном хозяйстве".

У ЖЕНЩИН-ВОЕННЫХ КРЕПЧЕ НЕРВЫ И ПСИХИКА

Не знаю, почему мужчинам нравится оппонировать мне в таком деле. Наверное, патриархальная страна предполагает изъяны мужского сознания. Выслушав парочку ироничных междометий, я набрала телефонТатьяны Рычковой. Для украинской армии это женщина "на миллион" в буквальном смысле. Она не только продала свой дом и пекарню, чтобы помочь 25-ой бригаде, она собрала миллион гривен и, в конечном итоге, стала первой женщиной, которой в Минобороны доверили снабжение всего украинского спецназа. По-хорошему, реформа всего снабжения армии началась с пилотного проекта, который министр обороны и Верховный Главнокомандующий доверили Рычковой.

Татьяна Рычкова (в центре). Фото: photo.ukrinform.ua

- Татьяна, как вам кажется, женщины могут воевать?

- Конечно. У них и нервная система намного лучше, чем у мужчин. Другое дело, что у нас в армии женщин принято охранять, не пускать, но женщины хорошие солдаты. А В России лучшие снайпера - биатлонистки.

Следующей я набрала телефон еще одной Татьяны - Черновол, советника министра внутренних дел, рядового батальона "Азов" и народного депутата Украины от партии "Народный фронт". Мне, кстати, рассказывали о ней такую недавнюю сцену.

Министр внутренних дел Арсен Аваков, назначая ее советником, представил ее седым генералам МВД и сказал:

- Татьяне, наверное, нужно оружие выдать.

- Выдать? - иронично переспросил один из них, - Ей нужно не выдать, а легализировать оружие, которое у нее есть. Она же на фронте проживает в "Азове" не реже, чем в парламенте.

- Татьяна, женщины должны служить? - спросила я по телефону нардепа «Народного фронта», в прошлой жизни - королеву украинских расследований.

- Если хотят - обязательно. У них не должно быть никаких препятствий. Но, я хотела бы уточнить. Они должны заботиться о безопасности. Я по вечерам на пару часов одеваю бронежилет, чтобы привыкнуть к его весу. Такая забота о своей безопасности, может быть своего рода страховкой, может спасти жизнь.

Татьяна Черновол. Фото: yunews.com.ua

КОМБАТ МАРУСЯ: НАМ ПОФИГ, ГДЕ У КОГО ТЮБЕТЕЙКА, ЕСЛИ НАДО ЗАЩИЩАТЬ СТРАНУ

Хотим мы или не хотим признавать это - наши женщины уже служат. Служат на разных фронтах. Комбат 11 резервного батальона Добровольческого корпуса "Правого сектора" и организатор подготовительного центра "Марусин полигон" Маруся Зверобой убеждена, что они ничем не хуже мужчин и даже могут дойти до высших воинских чинов:

- Украинской женщине пофиг, с какой стороны тюбетейка у того, кто думает, что он может предоставлять или не предоставлять ей право раскрываться в вопросе обороны Украины. Сейчас женщины делают, что сами считают нужным для быстрой победы, и никакие генералы им не смогут указывать. У украинских женщин, очевидно, есть корни амазонок, поэтому для успеха общего дела, думаю, мужчинам стоило бы попробовать доверить больше полномочий женщинам в армии. "Хенералы", позволявшие себе сказать "пусть сидят дома и детей рожают", сейчас проигрывают эту войну нашим женщинам по всем фронтам! Женщины и детей пристроили, и помогать фронту успевают, и участвуют в боевых действиях, и выигрывают у генералов, выросших в кабинетах, греющих доходные, с точки зрения коррупции и воровства, места.

Маруся Звиробий. Фото: photo.ukrinform.ua

- На каких участках в армии женщина - неуместна?

- Нам под силу любая работа: медика, разведчика, снайпера, организатора. Но под эти задачи женщины должны быть натренированны на уровне наиболее подготовленных мужчин. Правда, не вижу смысла отправлять женщин на те участки, где они априори слабее мужчин. Например, в штурмовых группах их участие не нужно, в силу очевидной разницы физических возможностей.

- Возможно, если бы не война, мы бы не узнали, на что способна украинская женщина в форме…

- Подчеркну, украинская женщина. Еще на Майдане они обнаружили в себе такой героизм, которого сами от себя не ожидали. Это была генеральная репетиция и моральная подготовка к полномасштабной войне. Сейчас девушки набрались терпения и готовы идти за ребятами к победе. Такое самоотверженное женское отношение к совместной борьбе уже полгода является нормой и никого из наших девушек не удивляет".

Только один боец из «Правого сектора» - Елена Белозерская, которая сама почти ни на один день не отрывалась с фронта, высказалась более умеренно: "Если высокий процент женщин будет заниматься мужской работой (в общем, не только службой в армии) - это негативно скажется на институте семьи, то есть, на будущем нации и государства. Поэтому ни в коем случае для женщин нельзя делать службу в армии обязательной. Также лишним, по моему мнению, будет широкомасштабная социальная кампания с целью поощрения девушек к службе в армии. Гендерное же равенство должно проявляться в том, что нельзя отказывать женщине в праве заниматься какой-то работой (в том числе и служить в армии) на основании того, что она женщина. То есть, если какая-то женщина имеет способности и желание служить в армии - если для нее это призвание - пусть служит. Но это не должно становиться «модой», «престижной работой» для девушек. Правда, это все верно для мирного времени. Сейчас же, когда война, все немножко не так. Если девушки массово потянутся на фронт, ребятам станет стыдно, и ребята тоже потянутся Конечно, для женщин это должно быть исключительно на добровольной основе".

Елена Белозерская. Фото: facebook.com/bilozerska

СНАЧАЛА ПУСТЬ ЖЕНЩИНЫ СТАНУТ ГЕНЕРАЛАМИ, А ПОТОМ МОЖНО ВВОДИТЬ ДЛЯ НИХ ПРИЗЫВ

Любопытно, что все женщины, которые служат, убеждены: обязательный женский призыв в Украине неизбежен, если Россия будет оставаться страной с агрессивной внешней политикой.

К слову, гендерная исследовательница Мария Маерчик тоже очень осторожно принимает идею армейской карьеры для женщин: "Украинские женщины имеют право служить в армии по контракту. Украина, страна, в которой процент женщин, служащих по контракту, - один из самых высоких в Европе. Но высокий показатель женщин-контрактниц не говорит о форме гендерного равенства. Образовательный ценз женщин, которые шли по контракту, был значительно выше по сравнению с мужчинами, которые служили, так как низкая зарплата не удовлетворяла многих мужчин, но удовлетворяла многих женщин. Когда женщины будут паритетно представлены в ВР, когда они будут иметь все общественные привилегии, то можно, и даже нужно, сделать частью реформ общий призыв. Когда мы будем иметь пример блестящей генеральской карьеры для женщины, тогда, конечно, женщины должны и должны идти в армию.

Но здесь возникает вопрос, в какой армии будет служить женщина. Армия от армии отличается. Нельзя армию "лечить" женщинами. Но реформа армии должна развиваться в сторону большей открытости к женщинам. Однако если сейчас рекрутировать в армию, то в нынешней ситуации означает, что группа людей, которая является дискриминированной в обществе, становится дискриминированной еще глубже. Сама по себе служба не меняет гендерного режима. Гендерные разрывы в зарплатах, возможностях, карьерах останутся, а нагрузка на определенную группу людей будет увеличена".

Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований в комментарии нам сказала, что женщины должны делать военную карьеру. «Женщины-офицеры ничем не хуже мужчин», - выразила она уверенность.

Украинские женщины только делают пусть уверенные, но первые шаги в армии. А многие европейские страны убедились в том, что женщины на армейской службе способны осуществить большие перемены и решать важные задачи. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен пытается создать вооруженные силы Европы, она преподавала в Стэнфорде. Говорят, что если она хорошо распорядится многомиллиардным армейским бюджетом, может сменить Ангелу Меркель.

Норвежский министр Ина Мари Эриксен Серейде меняет подходы к подготовке технических и офицерских кадров для военных кораблей. Кстати, с января 2015 года в Норвегии вводится женский военный призыв. Жанин Хеннис-Пласшерт, министр обороны Нидерландов, провела обследование сорока трех тысяч военнослужащих, выяснила, что треть из них - профнепригодны по состоянию здоровья и уровню подготовки, и поставила перед собой задачу - повысить уровень боеспособности армии страны. Наши ведь тоже могли бы свернуть горы.

Если порыться в истории, то можно найти потрясающие примеры рачительности и героизма женщин-военных в разных частях мира и разные исторические периоды.

Думаю, что если украинским женщинам помочь (ведь сейчас наши контрактницы получают зарплату меньше, чем мужчины на аналогичных должностях), помочь приязненным отношением генералитета, стимулами в получении военного образования, в продвижении по службе, признанием, то количество чудес, которые они проявляют, увеличится на порядок. Уже сегодня в топ-100 самых влиятельных женщин Украины - тринадцать волонтеров и бойцов АТО. Тем более что Украина имеет богатейшую традицию женщин-военных и в Сечевом войске, и в УПА. А самые известные женщины-военные на постсоветском пространстве - родом с Украины. Героиня романа Виктора Суворова "Контроль" Настя Стрельцова имеет прототип, она родом с Украины. Что там и говорить - имя нашей летчицы Надежды Савченко лидирует в поисковике Google.

Что может добавить женщина к таким нужным для армии мужским качествам, как доблесть, смелость и ответственность. Жертвенность и верность. Это ведь тоже очень важно. А еще ей очень идет военная форма.

Лана Самохвалова, Киев.

Укринформ


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling