Паразиты сознания, или Кое-что об информационных войнах

Не знаю, как вам, друзья, а мне кажется, что многих специалистов наших СМИ вообще никто никогда не учил, как работать в условиях информационной войны. Заметьте, я сейчас говорю не о том, как вести пропаганду, а наоборот – как защищать себя и своих читателей-слушателей-зрителей от суггестивного пропагандистского воздействия. 

Меня буквально колбасит, когда чуть ли не все наши СМИ, освещая борьбу с терроризмом и сепаратизмом, бесконечно используют слово «Восток», «война на Востоке Украины» . Я считаю, что это есть ни что иное, как показатель того, что наживка российской пропаганды проглочена – т.е. желаемое ими – война на Востоке Украины – выдается за действительное! 

Дело доходит до бессмыслицы – «Беженцы с Востока поселены в Харьковской и Сумской области» – что-то вроде этого. И никто не замечает абсурда подобных заявлений. Очевидно, что нет «войны на Востоке Украины», есть борьба с терроризмом на Донбассе, в двух областях – Донецкой и Луганской, причем, даже не на всей территории этих областей бесчинствуют террористы. Но кому-то очень хочется, что краткий текстбы пылал весь Восток, вот и твердят о «войне на Востоке Украины».

Меня тоже никто не учил о том, как нужно вести информационные войны. Но я точно знаю из личного общения со специалистами по радиовещанию на «страны вероятного противника», теми, кто работал на радио еще в не столь далекие советские времена, что есть такой простой способ измерения эффективности пропаганды – вбрасывается некий термин, а затем отслеживается частотность его употребления в информационной среде противника. Эту методу применяли и «вражеские голоса», вещавшие на СССР.

Например, вбрасывается словечко типа «диссидент», которое до того широко ни в обыденной речи, ни в СМИ широко не употреблялось. Через некоторое время слово «диссидент» мелькает чуть ли не в передовицах «Известий» и «Правды» – ОК, дело сделано! Я привел этот простой пример просто для того, чтобы показать, как это работает.

Можете теперь сами подумать об употреблении таких терминов, как «ополченцы», «повстанцы», «самооборона Донбасса» и т.д. и т.п. Кстати, обратите внимание, что российская пропаганда, как и так всем известно, активно использует слова «хунта», «фашисты», «бандеровцы», «война с собственным народом», бесконечно раздувает роль «Правого сектора», как страшной карающей русскоязычных граждан силы … – и это очень даже эффективно действует, как средство манипуляции сознанием! Видно, что в российских СМИ работают более квалифицированные в деле пропаганды сотрудники, что, конечно, не удивительно.

Однако, я говорю не о том, как нужно усилить нашу пропаганду. «Пропаганда – оружие тоталитаризма, информация – оружие свободы. Пропаганде нужно противопоставлять правдивую информацию», – цитирую слова известного российского диссидента и правозащитника Александра Подрабинека из его выступления на форуме «Мыслить с Украиной». Я о другом – о том, чтобы четко говорить и называть вещи своими именами – это, кстати, одна из главных задач европейских интеллектуалов.
И наших СМИ, добавлю я, поскольку так уж случилось, что именно Украина оказалась в эпицентре ожесточенной борьбы за демократические европейские ценности.

Кто-то скажет, что, мол, за ерунда? Это ведь только слова… Но слова формируют сознание людей, и, стало быть, оптику восприятия, механизм оценивания текущих событий. Сознание, в свою очередь, определяет выбор моделей поведения.

огигинал

 Возможно, все это я зря пишу. Но, может, все-таки, кто-то из медиа-магов услышит и примет к сведению?