Буквально пару недель назад в Киеве автомобиль BMW на литовских номерах, уходя на большой скорости от преследования полиции, спровоцировал ДТП, в результате которого пострадало 4 человека. Водитель бросил авто и убежал. Смогут ли его найти – большой вопрос. Ведь в полиции нет базы данных по владельцам нерастаможенных машин на иностранных номерах. Достаточно часто водители авто на иностранных номерах после совершения ДТП скрываются с места. Потому что они понимают – машина стоит 2-3 тысячи евро – а они попадают на «5-6». Зеленой карты, страховки, гражданской ответственности у них нет. Дешевле бросить авто и сбежать.
И исправить эту ситуацию просто необходимо. Выход – обязать Нацполицию как орган, отвечающий за безопасность движения, вести учет транспортных средств на иностранных номерах. Однако, мы все понимаем, что такой реестр не должен вызывать никаких неудобств у собственников ТС, и, тем более, не должен возлагать на них какие-либо дополнительные затраты.
Это сделать достаточно просто. Каждое транспортное средство, для того чтобы попасть в Украину пересекает границу и проходит таможню. Номер транспортного средства и данные водителя заносятся в единую электронную базу. Для того, чтобы полиция в случае необходимости могла установить и найти водителя – нужно урегулировать процесс передачи данных от фискальных органов к Нацполиции. И предусмотреть право Нацполиции постоянно обновлять базу данных: т.е. заносить в нее данные автомобилей и их водителей, которые попали в ее поле зрения.
Именно для урегулирования этой ситуации мной в соавторстве с Антоном Геращенко, Ириной Ефремовой и Людмилой Денисовой был разработан и зарегистрирован в Верховной раде Украины законопроект №6626 от 22 июня 2017 года.
При этом предлагаемые нововведения не угрожают никакими санкциями собственникам и водителям автомобилей с иностранной регистрацией за нарушение таможенного законодательства – т.е. за превышение разрешенных сроков пребывания на территории Украины. Этот вопрос урегулирован Налоговым кодексом.
Также в законопроекте упоминается право Нацполиции останавливать и временно задерживать транспортное средство. Тут важно понимать, что эта норма также носит технический характер.
Представьте такую ситуацию: патруль полиции видит транспортное средств, которое движется по странной траектории. Автомобиль останавливается, и при освидетельствовании оказывается, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, о чем составляется соответствующий протокол. Понятно, что в таком состоянии разрешать продолжение движения невозможно. По логике, транспортное средство должно временно задерживаться и отправляться на штрафплощадку, а водитель – домой приходить в себя.
То же самое касается транспортных средств находящихся в угоне, или под арестом, или неисправных, или управляющимся лицом без прав. И вариантов, когда транспорт должен быть временно задержан, просто множество. И все они четко прописаны в законодательстве. Этому посвящена часть первой стать 2652 Кодекса Украины об административных правонарушениях. И тут необходимо уточнение: этот перечень никак не зависит от страны регистрации авто. И никакая информация о нарушении таможенного законодательства (даже, если эти нарушения есть) не могут служить основанием для временного задержания транспортного средства.
НО! Согласно Закону Украины «Про полицию», у патрульного нет прав осуществлять такое задержание. Просто эта норма в свое время была упущена. И вот сейчас мы исправляем это «белое пятно».
Так что в принципе, правы те, кто говорит, что этот законопроект усилит контроль за автомобилями с иностранными номерами. Лично я надеюсь, что так и произойдет, потому что будет ликвидирована анонимность их водителей. Ведь неотвратимость наказания очень часто помогает предотвратить правонарушение.
А что касается слухов про то, что нерастаможенные автомобили при превышении срока пребывания на территории Украины будут конфисковывать – они не соответствуют действительности и являются домыслами.