Заржавевшая дружба

Недавно пришлось побывать в городе Дружба Ямпольского района Сумской области и своими глазами увидеть памятник нерушимой дружбе трех когда-то братских народов: российского, украинского и белорусского. Три железных столба, обхваченных железными лентами, а между ними гранитные плиты со словами трех национальных героев. Например, Украина на нем представлена цитатой из программного стихотворения Тараса Шевченко: «І мертвим, і живим, і ненародженим»: «Обніміться ж, брати мої, молю вас, благаю».

Цитата, надо сказать, не очень уместная, поскольку вырванные из контекста слова поэта были адресованы не россиянам, и не белорусам, а братьям-украинцам и совсем по другому поводу. Но советская пропагандистская машина (памятник был возведен в 70-х годах прошлого века) не очень вникала в такие нюансы, используя творчество Кобзаря для усиления своих идеологических мифов. Одним из них, как известно, был миф о нерушимой дружбе трех славянских народов, входивших в состав СССР. И ради него не только памятники и монументы ставили, но и населенные пункты переименовывали, как тот же Хутор Михайловский, ставший в 1962 году Дружбой. Всего же в советское время только на территории Украины было переименовано 18 населённых пунктов, получивших название Дружба. В России – еще больше. Помним мы и гостиницы с названием «Дружба», и плавленый сырок, и бензопилу, и многое другое. И, может, в этом не было бы ничего плохого, если бы миф о дружбе народов подкреплялся реальными действиями и выдержал испытание временем. Но этого не случилось.

Этот миф начал рушиться сразу после распада СРСР, когда Россия объявила себе правонаследником советской империи, забрав ее лучшие активы: Черноморский флот, золотовалютные запасы, дипломатические здания за рубежом. А уже в наше время этот миф окончательно развеялся. Как дым. Ну, какая может быть дружба народов, если сегодня Россия посылает на украинский Донбасс свои войска, чтобы убивать граждан Украины, в том числе и русских по национальности? Вот читаю в Интернете, что боевики провели массированный обстрел поселка Дружба Донецкой области. И судя по опросам, большинство населения Российской Федерации поддерживает такую политику. Что-то я не понимаю такой дружбы. Поэтому не понимаю и памятников, которые продолжают символизировать несуществующую дружбу народов. 

К стати, в городе Дружба есть еще один такой памятник ‒ монумент Богдану Хмельницкому у железнодорожного вокзала «Хутор Михайловский». А на нем табличка, гласящая, что имя Богдана Хмельницкого есть символом «нерушимой дружбы русского и украинского народов». И вот здесь уместно привести цитату из стихотворения Тараса Шевченко «Розрита могила»: «…Ой Богдане! Нерозумний сину! Подивись тепер на матір, на свою Вкраїну». Есть там и другие, не мене актуальные сейчас слова: 

Степи мої запродані
Жидові, німоті,
Сини мої на чужині,
На чужій роботі. 
Дніпро, брат мій, висихає,
Мене покидає,
І могили мої милі
Москаль розриває…

Вот такая дружба народов. И что с ней сейчас делать, никто точно не знает. Конечно, можно снести памятники и переименовать поселки с дружественными названиями, можно переписать историю и наполнить ее новыми мифами. Но воскресить прежнюю дружбу украинского и российского народов вряд ли удастся. Ведь настоящая дружба проявляется не в памятниках, и не в названиях, а, прежде всего, в отношениях между людьми, в их доверии и уважении друг к другу. А именно этого сейчас и нет. Так что, дружить мы, вероятно, будем, но курить табачок еще долго придется врозь.