Кому выгоден второй фронт в Украине

Текущая неделя началась драматично. Голосование за изменение в Конституцию в части децентрализации власти сопровождались столкновениями под Радой между протестующими и бойцами Нацгвардии. В итоге – 3 нацгвардейца погибли и более 130 получили ранения. По словам медиков, несколько парней балансируют на грани жизни и смерти.

Что это? Как могло случиться так, что бойцы гибнут в центре мирного Киева, в то время как на фронте установилось пусть хрупкое, но затишье?

Из публичных заявлений политиков можно сделать вывод, что камнем преткновения стала статья 18 "Перехідних положень" Конституции. Многие в этом усматривают «сдачу Донбасса» и «легализацию боевиков». Однако, если вы откроете сайт парламента и найдете там многострадальный документ, то увидите, что статья эта дословно звучит так: «Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом». А «окремий закон» можно принять, можно изменить, можно отменить в конце концов.

Интересно другое. В соглашении о коалиции депутатских фракций «Европейская Украина», подписанной в том числе Ляшко, Березюком и Тимошенко, которые выступили ярыми противниками изменений в Конституцию, есть два пункта. Номер 2 — о конституционной реформе и номер 7 — о децентрализации и реформе публичной администрации. Значит, тогда они были согласны. Или заявляли, что согласны. Лидер «Самопомощи» Садовый, пиартехнологично поставивший себя на 50 место в список, год назад яро ратовал за децентрализацию. Сейчас у него иное мнение, причем несогласие с ним грозит депутатам вылетом из фракции.

Когда наши политики наконец научатся нести ответственность за свои слова? Почему точку зрения определяет место сидения и текущие политические расклады? Вопросы риторические.

Я понимаю, что некоторые пункты принятого законопроекта могут вызвать разногласия. В частности пресловутая 18-я статья. Но к чему все эти заявления «о Гиви, Захарченко и Мотороле в Раде», «Порохе, который слил Донбасс», «амнистии боевикам» и прочие пужалки, которыми дико патриотические «Свобода», «Радикальная партия», «Укроп» несколько недель кряду накачивали своих симпатиков? К чему это привело, мы все видели.

Можно сколько угодно дискутировать о конституционной реформе, обсуждать детали и особенности, но по состоянию на сейчас самое главное, на мой взгляд, – как можно быстрее закончить войну на Донбассе. Думаю, не надо объяснять — почему. Для этого нужно заставить Россию выполнить условия Минских соглашений — убраться с Донбасса. Но перед этим самим сделать шаг, продемонстрировав всему миру нашу готовность четко следовать всем пунктам договора. Что и было сделано. Проголосовал Блок Порошенко и Народный фронт, как партии власти, которые должны сделать то, что пообещали, в частности зарубежным партнерам. И Оппоблок, ставший почему-то для многих патриотов маркером неправильности решений. А у них свои задачи — понравиться избирателям и помочь своему кремлевскому боссу выйти из ситуации, не потеряв заоблачного рейтинга.

Теперь мяч на поле Кремля. У них два варианта — или выполнить Минские соглашения: увести свою армию с нашей территории, восстановить контроль над границей и дать возможность нашим силовикам очистить Донбасс от вооруженных формирований. Или не выполнить и нарваться на новые санкции. Молниеносную реакцию США на наше голосование в виде очередного пакета санкций уже все видели. России как бы дают понять, что воевать дальше не стоит. С 1 января 2016 года, когда вступит в силу договор о нашей ассоциации с ЕС, разговор пойдет уже совсем иной. Ибо статус наш будет иной.

Путин торопится расшатать ситуацию в нашей стране до этой даты. Спровоцировать хаос, свалить законную власть, чтобы потом сказать: «Смотрите, ну о чем с ними можно говорить. Они даже ситуацию контролировать не могут». Не получилось на фронте — пытается открыть второй, третий, двадцатый фронт внутри страны. И как мы видим, ему активно в этом помогают наши политики. Популисты, которые льют в уши людям то, что они хотят слышать. Ура-патриоты, радикалы, дискредитирующие людей, настроенных изменять страну к лучшему. Вместо этого украинцев выставляют неадекватами и упоротыми нациками. Им вряд ли нужна стабильная сильная Украина, потому что тогда придется заняться делом, а не бесконечно болтать.

Сейчас видим, что по швам начала трещать коалиция. Ляшко уже вышел. Самопомощь пока нет, но может подумать. Тимошенко вообще спит и видит себя хотя бы премьером, а лучше президентом. Перед выборами «партнеры» включили банальный шантаж. Юридический развал коалиции может, как минимум привести к отставке Кабмина, а как максимум — к перевыборам в Раду. Что вряд ли нужно именно сейчас. Непарламентские партии тоже вносят посильную лепту в расшатывании ситуации. Чего стоит одна «Свобода» и политическое крыло «Правого сектора». Призрак «третьего Майдана» постоянно носится в их заявлениях и комментариях. Они надеются получить политические дивиденды в виде голосов избирателей. А кто-то и реальные печеньки от своих кремлевских кураторов.

Но важно в этой преходящей суете помнить главное. Самое важное — жизнь человеческая. Основополагающий принцип. И грош цена тому государству, где это не так.

Жертвами «боев за Конституцию» уже стали трое бойцов Национальной гвардии Украины. И это не «мусора поганые». Это ребята, которые пришли в новую структуру после Майдана. Пришли, чтобы менять наше отношение к милиции.

Игорь Дебрин
Дмитрий Сластников
Александр Костина

Спасибо за службу, бойцы. Вы с честью выполнили свой долг, в том числе защитив радикальных митингующих от них самих. Если бы не живой щит нацгвардейцев, жертвы были бы и в толпе. Граната, как и пуля, – дура, она не выбирает, где «патриот», а где «мент».

Политическая осень, судя по всему, в Украине будет такой же жаркой, как и нынешние сентябрьские деньки. И очень бы хотелось, чтобы в пылу борьбы все ее участники все-таки оставались людьми.