Правительство Джорджи Мелони размышляет над фиксацией пенсионного возраста на отметке 67 лет, несмотря на предостережения критиков, что такой шаг усилит давление на государственные финансы, которые только восстанавливаются. Профсоюзы требуют остановить автоматическое повышение возраста выхода на пенсию и пересмотреть закон, принятый во время долгового кризиса еврозоны, пишет Financial Times.
Действующий закон Италии привязывает пенсионный возраст к росту продолжительности жизни с пересмотром каждые два года и автоматическим повышением при необходимости. Последний раз пенсионный возраст вырос в 2019 году — на пять месяцев, до 67 лет, а с 1 января 2027 года должен вырасти еще на три месяца. Министр финансов Джанкарло Джорджетти ранее заявлял, что готов к двухлетнему мораторию, который до 2029 года приостановит автоматическую корректировку; Минфин отметил, что идея «на обсуждении» и решение учтет «общую экономическую картину».
Партия «Лига», входящая в правящую коалицию, давно критикует автоматические повышения и поддерживает замораживание. Сенатор «Лиги» Клаудио Дуригон назвал привязку пенсионного возраста к продолжительности жизни «зверской политикой в отношении рабочего», приведя примеры гибели пожилых работников, которые работали на тяжелой технике.
Независимое парламентское бюджетное управление Италии оценило, что отказ от автоматического механизма повышения увеличит пенсионные расходы на 0,4% ВВП до 2040 года, а соотношение госдолга к ВВП к 2031 году вырастет до 139% — на семь пунктов выше текущих прогнозов. Экономисты предупреждают, что такой сигнал может обеспокоить инвесторов на фоне нервной реакции рынков на французский долг. «Автоматическая связь пенсионного возраста с продолжительностью жизни — это якорь фискальной устойчивости Италии», — сказал Филиппо Таддей, старший европейский экономист Goldman Sachs.
С момента прихода Мелони к власти в 2022 году инвесторы отметили фискальную сдержанность правительства: спред между десятилетними облигациями Италии и Германии в прошлом месяце упал ниже 0,8 п.п., а стоимость заимствований страны около 3,6% — на уровне Франции. На прошлой неделе Fitch повысило суверенный рейтинг Италии до BBB+, сославшись на «рост уверенности в фискальной траектории на фоне сдержанной политики». В то же время Тито Боэри, экс-глава Национального института соцзащиты, предупредил: разрыв связи между пенсионным возрастом и продолжительностью жизни «тяжело ударит» по долгу. Эльза Мария Форнеро, главный архитектор реформы, посоветовала «осторожность» ввиду политических и финансовых последствий.
Несмотря на относительно высокий пенсионный возраст, в возрастной группе 50–74 лет работают только 46% итальянцев — один из самых низких показателей в Европе, что связывают с прошлыми ранними выходами на пенсию. На фоне выборов 2027 года аналитики опасаются, что правительство может соблазниться популистскими шагами. «Боюсь, что ближе к дате выборов они откажутся от единственно правильного, что было сделано за эти годы, — быть сдержанными — и не делать глупостей», — сказал Боэри.
