WP: Отношения Трампа и Путина вступают в новую фазу, и на кону стоит мир

В следующем году два самопровозглашенных геополитических альфа-самца сойдутся в схватке. Так The Washington Post называет избранного президента США Дональда Трампа и президента РФ Владимира Путина.

В одном углу будет Трамп, жаждущий мирного соглашения по Украине, которое позволит ему выглядеть глобальным миротворцем. В другом — Путин, манипулятивный и яростно антиамериканский автократ, который надеется склонить Трампа к созданию транзакционного нового мирового порядка без правил и прав человека.

Путин стремится заключить грандиозную сделку по европейской безопасности, которая оставит Украину на милость Кремля, ослабит НАТО и закрепит место России как мировой державы.

В преддверии переговоров Кремль тщательно оценивает послания, амбиции и уязвимые места Трампа, но при этом опасается его непредсказуемости. Слабые стороны Трампа, по мнению российских аналитиков, включают в себя геополитическую наивность, кратковременную концентрацию внимания и склонность полагаться на интуицию, а не на мозг.

«Я думаю, Трамп намеренно молчит, потому что он не знает… Мы видели его кампанию. Он не глубокий мыслитель в геополитических вопросах», — говорит редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков.

Самым главным вопросом между двумя президентами будет война России против Украины, которую Трамп пообещал прекратить за 24 часа.

Но Путин выдвинул жесткие условия для любой сделки, включая отказ от вступления Украины в НАТО, значительное сокращение ее вооруженных сил и сохранение оккупированных Россией украинских территорий. Аналитики не видят особой надежды на заключение мирного соглашения, учитывая максималистскую позицию Путина и опасения Трампа выглядеть слабым, если он уступит России слишком много.

Трамп, «как и любой мировой лидер, хочет вести переговоры с позиции силы. Он не хочет, чтобы его считали слабым, и не хочет, чтобы его считали склонившимся перед Путиным», говорит старший вице-президент Центра изучения президентства и конгресса Джошуа Хумински.

Пока что сигналы, подаваемые Путиным и Трампом, не наводят на мысль о новой эре потепления отношений. Ведущие на российском государственном телевидении показали фотографии обнаженной Мелании Трамп всего через несколько дней после выборов, ухмыляясь при обсуждении возвращения первой леди Америки.

Затем в прошлом месяце Путин предупредил, что Трамп «не в безопасности», явно намекая на его возможное убийство. «К сожалению, в истории Соединенных Штатов случались различные инциденты», — сказал он.

Тем временем Трамп, после того как Путин потерял своего сирийского клиента Башара Асада, заявил, что Россия находится в «ослабленном состоянии» из-за войны против Украины и проблем с экономикой. «Сейчас его время действовать», — сказал Трамп, посоветовав Путину пойти на прекращение огня и мирные переговоры.

Однако есть много моментов, в которых эти два человека сходятся во взглядах.

Путин не терпит западного либерализма — иностранных лидеров, которые читают ему лекции о российских репрессиях и универсальных ценностях, таких как права человека. В Трампе он видит такого же безжалостного циника.

Это может стать преимуществом Путина, поскольку он стремится превратить Россию в глобальную державу в новом мире без ценностей прав человека, где глобальные гиганты делят карту и торгуют суверенитетом более слабых стран.

«Этот ценностный подход сформировал то, что Путин ненавидит больше всего — порядок, основанный на правилах, и именно из-за этого наши отношения ухудшились… Трамп в этом отношении выглядит человеком, которому наплевать на ценности, наплевать на идеологию, который не проповедует и не ругает ни по одному из этих вопросов. Трамп говорит: «Мне все равно, что вы делаете внутри», — говорит Ремчуков.

Выступая через несколько дней после победы Трампа, Путин транслировал триумфальное настроение, заявив, что его новый порядок уже почти наступил.

«На наших глазах формируется совершенно новое мировое устройство, не похожее на то, что мы знаем из прошлого», —  заявил он, добавив, что, поскольку старый порядок, основанный на правилах, умер, «за формирование нового разворачивается серьезная, непримиримая борьба».

НАТО, по его словам — это «откровенный анахронизм». Устав ООН, запрещающий вторжения, был создан победителями и должен быть изменен, потому что «появляются новые центры силы».

Известный российский писатель Михаил Зыгарь, живущий в США и осужденный в России за критику, сказал, что Путин, похоже, обращался непосредственно к Трампу, когда говорил, что рано или поздно Запад поймет необходимость «прагматичного, трезвого подхода, основанного на довольно жесткой, иногда циничной, но рациональной оценке событий и собственных возможностей».

«Проще говоря, Путин настаивает на том, что каждый диктатор заслуживает терпимости. Каждый режим имеет право проводить свои репрессии», — пишет Зыгарь в недавнем анализе. Войны, по мнению Путина, неизбежны.

«Да, такое тоже бывает: кто сильнее, тот и прав. Этот принцип тоже работает… Нередко странам приходится защищать свои интересы вооруженным путем, отстаивать их всеми доступными средствами», — сказал Путин, который два дня спустя применил против Украины новую ракету средней дальности. С тех пор он угрожал использовать ракеты для уничтожения “киевских центров принятия политических и военных решений”.

Пока Путин и Трамп готовятся к бою с тенью, российский лидер ограничен во времени тем, сколько времени его экономика, находящаяся под санкциями, сможет выдержать войну. Однако он ставит на то, что это будет дольше, чем сможет продержаться Украина — особенно, если, как считает Москва, поставки западного оружия при Трампе сократятся.

«Путин рассчитывает, что ему удастся что-то решить с Трампом», — сказала старший научный сотрудник Российско-Евразийского центра Карнеги Татьяна Становая, добавив, что Путин надеется «убедить Трампа, что войну нужно прекратить — на условиях [Путина], конечно».

«Если это не сработает, то он просто продолжит воевать, как и раньше… Он рассчитывает, что Украина не сможет долго сопротивляться», — сказала она.

Российский ученый, близкий к высокопоставленным российским дипломатам, сказал, что Кремль не настроен на компромисс, поскольку его войска продвигаются на востоке Украины и никто не прогнозирует экономического краха. 

Хвастовство Трампа о том, что он может быстро заключить сделку, говорит о нетерпении. В то же время московские чиновники продолжают настаивать, что договоренности должны быть направлены на устранение «коренных причин» военного конфликта. Это говорит о том, что они собираются вести долгие и сложные переговоры по более широкому пакту о европейской безопасности.

О желании Путина заключить грандиозную сделку по архитектуре европейской безопасности рассказал близкий к Кремлю консервативный олигарх Константин Малофеев. В интервью газете Financial Times в этом месяце он предупредил, что Путин отвергнет любую сделку с Трампом, если она не будет касаться, помимо Украины, Европы и мира в целом.

По словам российского ученого, Москва может предложить проявить «гибкость» в отношении некоторых своих территориальных требований к Украине в обмен на уступки по будущей структуре архитектуры европейской безопасности.

По сути, это означает, что Трамп и Путин согласятся разделить мир на сферы влияния, обеспечив главенство России над Украиной, Грузией и другими бывшими советскими соседями, не входящими в НАТО. Это приведет к ослаблению НАТО и поставит под угрозу безопасность Европы.

«Я надеюсь, что Трамп не попадет в эту ловушку, потому что европейцы будут против этого, и я думаю, что украинцы тоже», — сказал бывший высокопоставленный американский дипломат и эксперт по России, который говорил на условиях анонимности.