Верховная Рада приняла евроинтеграционный законопроект №10177 об индивидуальных образовательных траекториях и совершенствовании образовательного процесса.
Как сообщил министр образования и науки Украины Оксен Лисовой, закон является составляющей комплексной трансформации системы высшего образования, которая была начата ради повышения качества образования в университетах.
«Напомню, что ключевая идея этого закона — создать больше возможностей и дать больше свободы студентам. Например, самостоятельно регулировать темп и продолжительность обучения, а также, при необходимости, менять специальность после года или полутора обучения, благодаря введению междисциплинарных образовательных программ на бакалаврском уровне», — отметил министр.
Лисовой пояснил, что если на момент поступления человек еще не определился со специальностью, на которой хочет учиться, он сможет сначала поступить на междисциплинарную образовательную программу в пределах одной или нескольких отраслей знаний. А тогда, после первого курса, уже принять окончательное решение относительно специальности или получать междисциплинарное образование.
Также предусматривает возможность студентам-контрактникам самостоятельно определять продолжительность обучения в университете.
«Так, кто-то сможет завершить 4-летнюю бакалаврскую программу за три года или наоборот — совместить обучение с работой и завершить необходимые 240 кредитов ЕКТС за 6-8 лет», — сказал министр.
В то же время закон усиливает автономию университетов. Учреждения смогут самостоятельно определять инструменты для достижения установленных стандартом компетентностей по нерегулируемым специальностям.
«Стандарты высшего образования будут обновляться в течение следующих месяцев, что уже давно актуально. А в этих стандартах появится больше избирательности, что в конечном итоге увеличит конкуренцию в университетах — лучшие преподаватели с инновационными курсами получат больше возможностей, а студенты — более высокое качество», — отметил Лисовой.
Между тем для регулируемых специальностей, как «право», «медицина» или «правоохранительная деятельность», детально определят требования к компетентностям и результатам обучения. Для этих отраслей предусмотрены государственные квалификационные экзамены.
«Изменения в законодательство, которые приняли сегодня, приближают нас к европейским стандартам высшего образования и являются важным шагом на пути качественной трансформации государства через образование», — добавил Лисовой.