Вадим Слюсарев: продажи – самое важное в бизнесе

Процесс продаж — это конкретная карта того, как выполнять задачу. Методология продаж — это набор руководящих принципов того, как действовать на этапах продаж и между ними. Подробнее о принципах и методах рассказал эксперт по маркетингу Слюсарев Вадим Игоревич.

Одна из, если не первая, методология была разработана компанией Xerox в 1970-х годах и получила название «Удовлетворение потребностей». Она был разработана, чтобы предоставить торговым представителям дорожную карту, как ориентироваться в высококонкурентном пространстве печати и копирования.

Она стала настолько успешной, что Xerox продала свою методологию другим компаниям под названием «Навыки профессиональных продаж».

“Эти компании, а также отдельные участники начали продвигать свои собственные версии, основанные на оригинале, и некоторые из этих методов продаж используются до сих пор”, – прокомментировал Вадим Слюсарев..

Каждая методология продаж по своей сути предназначена для того, чтобы дать продавцам возможность работать наилучшим образом, используя проверенные подходы к выявлению и решению проблем. Эти подходы обычно основаны на психологических принципах, а также проверенных на практике тактиках, применяемых экспертами.

Например, один аспект может помочь вам превратить больше встреч в продажи, предоставив действенные подходы и ответы на распространенные возражения. Между тем методология входящих продаж может помочь вам разработать сообщения и кампании, которые привлекут к вам потенциальных клиентов.

Проще говоря, на вопрос «Что такое методология?» лучший ответ будет заключаться в том, что методологии продаж — это действенные практические «руководства», лежащие в основе процесса продаж.

Вадим Слюсарев: Как внедрять методологию продаж?

Прежде чем внедрять какую-либо методологию, вам необходимо рассмотреть две вещи:

1. Составьте карту всего процесса продаж

“Методологии могут применяться только к шагам, которые покупатели предпринимают, чтобы стать покупателем (т.е. их процессу покупки)”, – отметил Вадим Слюсарев. Поэтому первый шаг — наметить существующие этапы продаж.

Вот три шага, которые помогут вам отобразить существующий процесс продаж:

  1. Дайте определение каждому этапу процесса. Поймите цель каждого этапа, кто управляет каждой областью и где расположены эти роли.
  2. Используйте структуру. Карты процессов визуальны по своей природе, поэтому вам понадобится структура, чтобы собрать их воедино.
  3. Составьте карту существующего процесса. Опросите заинтересованных лиц из ваших отделов продаж, маркетинга и формирования спроса, чтобы раскрыть каждый этап процесса продаж.

2. Поймите потребности покупателя

После составления плана процесса продаж вам необходимо преодолеть разрыв между вашими сообщениями о продажах и потребностями клиентов. “Количественные методы исследования, такие как опросы, могут быть эффективным инструментом для этого, но мы рекомендуем также использовать качественные исследования, такие как разговоры с клиентами по телефону или сбор фокус-групп, чтобы понять болевые точки, которые решает ваш продукт”, – уточнил Вадим Слюсарев.

Потребности покупателей можно разделить на три сегмента:

  1. Технические нужды. Они могут быть четко изложены в запросе на обсуждение (RFD), но вам придется копнуть глубже, задав уточняющие вопросы, чтобы расширить свои качественные данные.
  2. Финансовые потребности. Точнее, это означает ценность вашего продукта или услуги для вашего покупателя.
  3. Личные потребности. Получите представление о личных мотивах вашего покупателя.

Наметив каждый этап процесса продаж, вы можете выбрать методологии, которые их поддерживают.

3 методологии продаж – Вадим Слюсарев

Здесь мы рассмотрим шесть наиболее распространенных методологий продаж и сценарии, в которых вы можете их использовать.

SPIN Продажа

Эта методология, впервые сформулированная Нилом Рэкхэмом в его книге «SPIN-продажи», является результатом анализа 35 000 телефонных звонков с целью выяснить, почему высокоэффективные продавцы добиваются отличных результатов. Она состоит из групп вопросов, на которые необходимо получить ответы:

  1. Ситуационные вопросы. Помочь вам понять текущую ситуацию с повседневной работой, проектом и т. д. потенциального клиента.
  2. Проблемные вопросы. Предназначены для понимания проблем, с которыми сталкивается потенциальный клиент, и их истинных мотивов для их решения.
  3. Импликационные вопросы. Заставляет потенциального клиента задуматься о последствиях бездействия для решения этих проблем.
  4. Вопросы о потребностях. Заставляет потенциального клиента задуматься о том, как решение проблемы изменит его ситуацию к лучшему.

SPIN-продажи фокусируются на этих четырех типах вопросов с целью быстрого понимания сути проблемы и создания основы для долгосрочных отношений.

«Вы действительно добираетесь до сути проблемы, в то же время погружаясь в реальные потребности клиента”, – прокомментировал Вадим Слюсарев.

Модель продаж Challenger

Методология Challenger Sale использует подход, который направлен на обучение потенциальных клиентов, адаптацию процесса продаж к их потребностям и контроль над ходом разговора. Книга «The Challenger Sale» описывает, как торговые представители попадают в один из пяти различных профилей:

  • Трудолюбивый. Не сдается легко, заинтересован в саморазвитии и самомотивирован.
  • Одинокий волк. Следует за своими инстинктами, добивается результатов, но ими трудно управлять.
  • Строитель отношений. Использует консультативный подход к продажам и строит отношения с потенциальными клиентами.
  • Решение проблем. Ориентирован на детали, отзывчив и стремится решить все проблемы, с которыми они сталкиваются.
  • Челленджер. Обладает уникальным взглядом на мир, любит оспаривать взгляды потенциальных клиентов и хорошо разбирается в бизнесе.

Согласно выводам Диксона и Адамсона, 40% высокоэффективных продавцов используют стиль продаж Challenger. Кроме того, только 7% высокоэффективных сотрудников используют стиль, основанный на отношениях, который оказывается наименее эффективным подходом.

Вадим Слюсарев уточняет, что авторы сосредоточили свое внимание на профиле The Challenger для книги, которая принесла им огромное количество поклонников. В книге ясно сказано, что при правильном обучении любой торговый представитель может стать претендентом. Это просто требует сочетания правильных навыков и организационных возможностей, чтобы способствовать этим изменениям.

Система продаж Сэндлера

“Методология продаж Сэндлера направлена ​​на то, чтобы относиться к продавцу и потенциальному клиенту как к равным, которые оба вовлечены в процесс продаж и приходят к взаимовыгодному заключению. Доверие строится, когда вы действуете в качестве советника, что является ключевым принципом на этапе работы с возражениями”, – уточнил Вадим Слюсарев.

Торговые представители, следующие методологии продаж Сэндлера, заблаговременно выдвигают общие возражения, например, по поводу времени или бюджета, стремясь решить их заблаговременно. Если окажется, что потенциальный клиент не подходит, торговый представитель отпустит его.

Система продаж Сэндлера состоит из трех этапов:

Этап 1. Постройте и поддерживайте отношения. Это включает в себя установление взаимопонимания, желание решить проблему потенциального клиента и контроль над процессом продажи.

Этап 2. Квалифицируйте возможность. Поймите соответствие между вашим решением и болью потенциального клиента, определите, в состоянии ли они взять на себя обязательства (бюджет) и кто участвует в процессе принятия решений.

Этап 3. Закрытие продажи. Эти действия происходят только в том случае, если потенциальные клиенты проходят квалификационный процесс. Презентации должны быть сосредоточены на проблемах, возникших на первом и втором этапах.

Сосредоточьтесь на квалификации потенциального клиента на ранней стадии, а также на сообщении ценности. Не бойтесь упустить возможность, если она вам не подходит.

Snap продажи

Программа SNAP Selling, разработанная Джилл Конрат. Такой вид продаж состоит из принципов:

  • Будь проще. Сделайте ваше предложение и процесс максимально простым для клиентов
  • Будьте бесценны. Убедитесь, что ваши клиенты полагаются на вас
  • Будьте цельными. Всегда связывайтесь с целями, проблемами и потребностями ваших клиентов
  • ۠Повышайте приоритеты. Убедитесь, что они сосредоточены на самом важном

Заключение

Один из самых важных уроков, которые можно извлечь из нашего ответа на вопрос «Что такое методология?» заключается в том, что методологии продаж не следует путать с процессами продаж. “Ваш процесс продаж состоит из отдельных этапов, которые помогают потенциальным клиентам стать вашими клиентами. Выбранная вами методология — это подход и группа действий, используемых на этих этапах”, – прокомментировал Вадим Слюсарев.

Методология, которую вы выберете, будет зависеть от вашего продукта, а также от того, как ваши клиенты предпочитают покупать. Она должен служить как вашим торговым представителям, так и вашим потенциальным клиентам для достижения взаимовыгодного результата.