The Washington Post: Варианты Зеленского выглядят плохо или еще хуже

В то время как Россия усиливает авиаудары и снова продвигается на поле боя в Украине более чем через два года после своего кровавого вторжения, боевым действиям не видно конца. И варианты президента Владимира Зеленского относительно того, что делать дальше — не говоря уже о том, как выиграть войну — варьируются от плохого до еще худшего, пишет The Washington Post.

Зеленский заявил, что Украина не согласится ни на что другое, кроме возвращения всей своей территории, включая земли, которые Россия контролирует с 2014 года. Но учитывая то, что линии боевых действий мало изменились за последний год, военное возвращение полос на востоке и юге Украины, которые сейчас оккупированы Россией — около 20 процентов территории страны — выглядит все менее и менее вероятным.

Переговоры с президентом России Владимиром Путиным о прекращении войны — то, что Зеленский отвергает, пока российские войска остаются на украинской земле — является политически токсичным. Украинская общественность выступает категорически против сдачи территории, а Путин не демонстрирует никакой готовности согласиться на что-то другое, кроме капитуляции Украины перед его требованиями.

Статус-кво ужасен. Борьба зашла в тупик, украинцы гибнут на поле боя ежедневно. Но прекращение огня — это также не выход, говорят украинцы, потому что это только даст россиянам время для пополнения своих сил.

Украинские и западные чиновники считают, что Зеленский в значительной степени застрял. Помощь от Соединенных Штатов, важнейшего военного сторонника Украины, уже несколько месяцев блокируется республиканцами в Конгрессе. Ожидается, что ранее одобренные современные истребители — американские F-16 — поступят в войска позже в этом году, но в ограниченном количестве, а это означает, что они не изменят ситуацию. Страны НАТО все еще проявляют сдержанность в оказании помощи, о чем свидетельствует недавний скандал после того, как президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что европейские страны не должны исключать возможность отправки войск.

«Как Зеленский выйдет из этой ситуации? Я не имею никакого представления», — сказал украинский депутат, который, как и другие чиновники и дипломаты, опрошенные для этой статьи, говорил на условиях анонимности, чтобы быть откровенным об очень чувствительной политике. «И, конечно, это меня беспокоит».

Самым сложным для Зеленского будет управление ожиданиями собственной страны. Поддержка его среди украинцев остается высокой, но после двух лет войны и значительных потерь «солидарность расшатывается», — сказал западный дипломат в Киеве.

Высокопоставленный украинский чиновник сказал: «Все хотят быстрых решений, но все поняли, что быстрых решений не будет».

Этот год должен был стать для Зеленского годом выборов, но Конституция Украины запрещает выборы в условиях военного положения, и некоторые чиновники опасаются, что Россия попытается объявить Зеленского нелегитимным правителем, если он пробудет на посту дольше избранного пятилетнего срока — несмотря на присущее Путину лицемерие, которое он сам неоднократно демонстрировал, пренебрегая ограничениями по срокам пребывания в должности.

Зеленскому также придется выполнить собственное обещание — которое он регулярно повторяет — вернуть Украину к границам 1991 года, включая Крым, украинский полуостров, в который Россия незаконно вторглась и объявила своим 10 лет назад.

«Умные люди знают, что это не реалистично», — сказал украинский депутат, добавив, что это нереально: Политическому руководству «нужно было в какой-то момент скорректировать эту риторику».

Пессимизм относительно шансов Украины на поле боя усилился в последние месяцы, поскольку российские войска вернули себе инициативу на поле боя, в значительной степени из-за того, что украинцам не хватает войск и боеприпасов.

Украина полагается на своих западных партнеров в вопросе вооружений, но пакет помощи по безопасности от Соединенных Штатов на сумму 60 миллиардов долларов уже шесть месяцев находится в Конгрессе в тупике. Тем временем украинское правительство пытается решить проблему нехватки кадров, поскольку меры по мобилизации большего количества солдат разделили общество.

Киев сейчас готовится к тому, что помощь со стороны США может быть прекращена. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон (республиканец, штат Луизиана) недавно заявил, что пакет может быть вынесен на голосование на следующей неделе, но, как ожидается, в него будут внесены изменения, например, деньги могут быть предоставлены в виде займа, что увеличит и без того огромный долг Украины.

Даже если помощь будет одобрена в ближайшее время, задержка послала четкий сигнал, что будущая помощь не является гарантированной, особенно учитывая президентские выборы в США в этом году. Чиновники также обеспокоены тем, что Европе не хватает производственных мощностей, чтобы компенсировать дефицит американских боеприпасов, особенно артиллерийских и противовоздушных — крупнейших потребностей Украины.

Зеленский заявил, что Украина отдает приоритет внутреннему производству, но пока оно удовлетворяет лишь небольшую часть потребностей. Российские войска сейчас стреляют в шесть раз больше, чем украинцы вдоль линии фронта.

«Посмотрите, у нас уже полгода нет боеприпасов. По крайней мере, их не хватает», — сказал украинский чиновник. «Ну хорошо, будет еще хуже. И что с того? Какие еще есть варианты? Если партнеры, которые обещали дать нам боеприпасы, не дают их, конечно, ситуация ухудшается. Но ухудшится и имидж США в мире».

Год назад настроения в Киеве были сдержанно оптимистичными, поскольку Украина готовилась к большому контрнаступлению с современными танками и боевыми машинами, только что предоставленными западными партнерами. Но это наступление не принесло значительных успехов, а новое вооружение не стало решающим.

Украинские удары в глубине России по объектам военной инфраструктуры и логистики, таким как нефтебазы, усилились, но силы Киева все еще находятся под давлением вдоль линии фронта, а в последнее время были отброшены назад.

Украинцы смирились с длительной войной. Некоторые из них воюют с 2014 года, когда Россия впервые разожгла конфликт на востоке Украины.

«Украина не имеет силы для нового наступления», — сказал один западный посол. «Есть два сценария. Один сценарий — они получают поддержку для удержания оборонительных линий… Второй — поддержки будет недостаточно, и Украина все равно будет защищаться, отчаянно и с меньшим количеством живой силы».

Если Киев столкнется с российскими войсками без надлежащей поддержки в этом году, сказал посол, это приведет к увеличению количества жертв и территориальных потерь, что поставит Украину в тупик.

Украина и ее партнеры должны готовиться к 2025 году как к «еще одному году войны, а не мирных переговоров», сказал посол. «Если Запад хочет мира, он должен не только реагировать на текущие потребности Украины, но и использовать 2024 год для того, чтобы обеспечить Украину всем необходимым для перехода в режим наступления и достижения значительных успехов в 2025 году».

Но некоторые потребности Украина должна удовлетворять самостоятельно. Полевые командиры сообщают о нехватке войск вдоль линии фронта, особенно пехоты, которая дислоцируется на передовых позициях. Военное командование настаивало на проведении широкомасштабной мобилизации, но Зеленский выразил сомнения, даже несмотря на то, что Киев заявляет, что Москва планирует призвать на службу еще 300 000 солдат.

Недавно Зеленский подписал закон, который снизил минимальный призывной возраст в Украине до 25 лет, но он заявил, что мобилизации дополнительных 500 000 военнослужащих, как предлагал бывший главнокомандующий ВСУ, не будет. Генерал-полковник Александр Сырский, новый главнокомандующий ВСУ, заявил, что цифра 500 000 была «значительно уменьшена» после кадрового аудита. Между тем, в законопроект, который находится в парламенте и имеет целью расширить параметры того, кто может быть призван на военную службу, были внесены тысячи поправок.

Второй западный дипломат в Киеве заявил, что администрация Зеленского и парламент Украины играют в «политический пинг-понг» по мобилизации, поскольку она является непопулярной. Хотя тысячи людей согласились воевать в начале войны, мало кто из тех, кто еще не записался, хочет это сделать сейчас.

«Никто не хочет реально нести ответственность на этом этапе», — сказал дипломат, который не был уполномочен говорить публично.

«Но это придется сделать, — сказал дипломат. «Я имею в виду, что так дальше не может продолжаться. Я слышу о людях на фронте, которые просто не выдерживают. А потом, когда они возвращаются сюда в отпуск и видят всех этих молодых ребят, которые могли бы быть там, я был бы возмущен этим. Поэтому вы получаете социальное напряжение вокруг этого также».

Широкомасштабная мобилизация также создаст экономические проблемы. Деньги на зарплаты солдатам не могут напрямую поступать из иностранной помощи, а некоторые отрасли уже сталкиваются с нехваткой рабочей силы. Украинская экономика находится под давлением постоянных ракетных и беспилотных атак на энергетическую инфраструктуру, что также отпугивает иностранные инвестиции.

Так как долго Украина сможет выдержать состояние войны? Украинский законодатель заявил, что страна не выдержит статус-кво еще 10 лет. Другие, однако, считают, что война может длиться еще дольше.

«Это неприятная мысль, но когда некоторые говорят, что это может занять десятилетия, никто не оспаривает это», — сказал Тимофей Милованов, профессор Киевской школы экономики и бывший правительственный министр.

«Никто не уступит территорию, но люди понимают, что ее возвращение может занять много времени», — добавил Милованов. «Какую форму это может принять? Здесь мнения расходятся. Долгая война, которая в конце концов завершится победой? Внезапный коллапс в российской властной структуре? Успешное контрнаступление? Но для этого нужна совсем другая поддержка, чем та, которую Украина имеет сейчас».