В то время как Украина готовится мобилизовать десятки тысяч мужчин для преодоления критической нехватки солдат на фоне усиления российских атак, украинские командиры на местах говорят, что они готовятся к тому, что большинство новых солдат прибудут с плохой подготовкой.
Как пишет The Washington Post, украинские командиры уже давно сетуют на неудовлетворительную подготовку новобранцев в учебных центрах. Но в условиях наступления России эти постоянные жалобы являются напоминанием о том, что недавно принятый закон о мобилизации, призванный расширить круг призывников, является лишь одним из шагов в решении кадровых проблем армии.
До притока призывников по новому закону еще несколько месяцев. Тем временем командиры передислоцируют солдат с тыловых позиций в боевые подразделения вблизи фронта. В прошлом месяце президент Владимир Зеленский также подписал закон, который позволяет некоторым заключенным присоединиться к армии в обмен на шанс на условно-досрочное освобождение — копируя российскую тактику, которая обеспечила тысячи новых бойцов, но также выпускает насильственных преступников обратно в общество.
Откуда бы ни прибывали новые солдаты, украинские полевые командиры говорят, что из-за недостаточной подготовки им часто приходится неделями обучать их базовым навыкам, например, стрельбе.
«У нас были ребята, которые даже не знали, как разобрать и собрать пистолет», — сказал 28-летний заместитель командира батальона 93-й механизированной бригады, который согласился назваться «The Washington Post» своим позывным «Шмидт».
Шмидт рассказал, что первую неделю он провел с солдатами, переведенными с тыловых постов, просто убеждаясь, что каждый из них выстреливает по меньшей мере одну коробку патронов — около 1500 выстрелов — ежедневно, прежде чем перейти к выполнению более сложных задач. Через несколько недель эти солдаты могут оказаться в боях возле города Часов Яр, где российские войска продвигаются вперед.
«Мы просто тратим много времени на базовую подготовку, — сказал Шмидт, добавив: — Если, не дай Бог, мы не справимся с этой задачей, мы просто теряем время: «Если, не дай Бог, будет прорыв под Часов Яром, и мы получим новую пехоту, которая не знает элементарных вещей, их отправят туда просто умирать».
В условиях, когда украинские войска критически недоукомплектованы и теряют позиции, неспособность обеспечить надлежащую базовую подготовку солдат подчеркивает ужасную ситуацию, в которой оказался Киев более чем через два года после вторжения Москвы.
По словам солдат, Россия достигла успехов в этом году в значительной степени потому, что украинские военные не имеют достаточного количества войск для защиты от непрекращающихся нападений, а правительство не спешит активизировать свои мобилизационные усилия.
Чтобы немедленно доставить больше войск на поле боя, недавно назначенный генерал-полковник Александр Сырский, перевел людей, которые ранее служили на таких работах, как охрана мостов и других объектов инфраструктуры вдали от зоны боевых действий, в бригады, участвующие в самых ожесточенных боях.
Этот шаг был частично направлен на то, чтобы уменьшить количество мужчин, которых придется призвать в армию — вопрос, который является политически опасным для Зеленского. Предшественник Сырского, генерал Валерий Залужный, предлагал призвать около 500 000 человек — цифру, которую Зеленский публично отверг, заявив, что ему не предоставили доказательств того, что это необходимо, и что Украина будет иметь финансовые трудности с выплатой зарплат такому количеству новых солдат.
Командиры фронтовых подразделений приветствуют любое новое подкрепление, учитывая, что некоторые подразделения уже месяцами находятся без подкрепления. Но, по словам командиров, многие из этих передислоцированных военнослужащих выглядят плохо подготовленными, несмотря на то, что многие из них служили в армии с начала российского вторжения более двух лет назад, хотя и далеко от поля боя.
Еще около месяца назад украинский солдат с позывным «Вал» стоял на страже на мосту на юге Одесской области — на той же работе, которую он выполнял ежедневно, с тех пор как был призван на службу в начале вторжения.
30 апреля Вал получил сообщение, что его переводят на боевое дежурство. Через 24 часа его зачислили в 93-ю бригаду и приказали отправляться на восток Донецкой области. Он даже не успел собрать свои вещи — часть должны были отправить позже.
«Это страшно, — говорит 31-летний мужчина. «Никто не был по-настоящему готов».
В разведывательном подразделении 42-й механизированной бригады, которая недавно была передислоцирована на северо-восток Харьковской области для защиты от нового российского наступления, многие разведчики были только что переведены из тыловых подразделений и имели всего две недели подготовки перед отправкой в бой для выполнения задач, которые порой требовали проникновения в тыл противника.
То, чему учат в украинских учебных центрах, «полная чушь», — говорит 32-летний солдат с позывным «Чирва». «Всему учатся на месте».
Офицер, который провел больше года, обучая новых солдат на одном из украинских полигонов, рассказал, что в учебных центрах не хватает боеприпасов советского калибра, потому что их хранят для войск на поле боя. Это означает, что новобранцы получают мало опыта стрельбы боевыми патронами. По словам офицера, учебный центр получил лишь 20 патронов на человека.
«В учебных центрах нет гранат для метания, и в учебном центре нет гранатометных выстрелов», — сказал офицер, который говорил на условиях анонимности, поскольку он не был уполномочен делать это публично. «В этом и есть проблема».
«У нас нет надлежащей системы подготовки», — продолжил офицер, добавив, что Украина нуждается в том, чтобы ее инструкторы учились у тренеров НАТО, чтобы сократить стандартную двухмесячную базовую подготовку до одного месяца.
Приоритетной задачей Генерального штаба Украины на сегодня является обеспечение подготовки новобранцев за рубежом — на объектах, которые, в отличие от украинских, не могут быть мишенью российских бомбардировок. До сих пор Британия обеспечивала базовую подготовку для украинцев. Франция рассматривает возможность отправить в Украину инструкторов, которые помогут подготовить призывников, сообщил Сырский в своей заметке в социальных сетях на этой неделе.
Перспектива быть отправленным на опасные фронтовые позиции без надлежащей подготовки является основной причиной, почему многие украинские мужчины боятся призыва в армию. В рамках рекрутинговой кампании бригада «Хартия» Национальной гвардии разместила по всей стране билборды, которые обещают «60 дней подготовки».
Но несмотря на то, что отдельные бригады вкладывают средства в рекламу для привлечения новобранцев — своего рода внутреннее соревнование внутри армии — те, кто призывается, могут не попасть в желаемую бригаду.
Главный сержант батальона, воюющего на востоке Донецкой области, описал процесс, в котором определенные бригады, особенно штурмовые, часто получают право первого выбора среди новых солдат, которых привозят в тренировочные центры.
По словам сержанта, некоторые штурмовые бригады могут заставлять личный состав жить практически полный рабочий день возле учебных центров, чтобы быстро перехватить самых молодых, самых сильных и самых мотивированных мужчин. Офицер, который был инструктором в одном из учебных центров, подтвердил, что некоторые бригады действительно сговорились, чтобы первыми забрать к себе новобранцев.
«Если нас посылают кого-то набирать, то всех хороших уже забрали другие бригады, и приходится выбирать из кривых, хромых, больных, — сказал сержант. «И ты выбираешь из них, черт возьми».
Сержант сказал, что он стремится пообщаться с солдатами, чтобы понять, кто из них более готов воевать, а кто — нет, кто был призван принудительно и может отказаться выполнять приказы на поле боя. Ожидается, что этот вопрос приобретет особое значение, поскольку большинство украинцев, желающих служить, уже вызвались. Те, кто еще не вызвался, как правило, не желают воевать.
По словам сержанта, некоторые новобранцы считаются физически здоровыми, несмотря на то, что им больше 50 лет и они имеют проблемы с суставами и спиной, а это означает, что им будет трудно преодолевать километры с рюкзаком и оружием, как это часто требуется. Некоторые бригады все равно получают приказ забирать таких мужчин.
«Есть ребята, которым ты просто смотришь в глаза и понимаешь, что он колеблется, — сказал сержант. «Его надо подтолкнуть. Ему нужна уверенность в своем оружии, уверенность в том, что мы его не бросим, и он будет воевать».
«А есть и такие, что сразу говорят: «Я не буду воевать», — добавил он. «Конечно, таких стараешься не брать. Но, опять же, в нашей армии все устроено так, что в отделе кадров тебе говорят: «Ни в коем случае, ты должен его взять, он здоровый».