Российская экономика начала испытывать серьезные трудности. Рубль падает, инфляция растет, а президент Владимир Путин на этой неделе сказал россиянам, что нет «никаких причин для паники».
Как пишет The Wall Street Journal, катализатором изменений в экономике стало решение администрации Байдена ужесточить санкции в отношении «Газпромбанка», последнего крупного неподсанкционного банка, который Москва использует для расчетов с военными и проведения торговых операций. Также под санкции попали более 50 других финансовых учреждений.
«Газпромбанк» был выведен из-под предыдущих раундов санкций, чтобы позволить союзникам в Европе платить России за поставки энергоносителей. Он был важным каналом для притока твердой валюты в обмен на российский экспорт.
На этой неделе курс рубля упал до 32-месячного минимума. Свободное падение было остановлено после того, как Центральный банк России вмешался в валютные рынки в конце среды. Банк заявил, что до конца года прекратит покупать иностранную валюту, что он делает, когда правительство имеет избыток нефти и газа, и этот шаг имеет целью помочь облегчить острую нехватку твердой валюты для предприятий и потребителей.
По словам российских чиновников и аналитиков, новые санкции могут осложнить и без того ограниченную торговлю России с другими странами.
Это переломный момент для почти трехлетнего конфликта. Россия наступает на фронте, ей помогают северокорейские войска и иранское оружие. Дональд Трамп пообещал быстро закончить войну, что делает перспективы нынешних и будущих санкций в отношении России неясными.
Нацелившись на «Газпромбанк», государственного кредитора, который начинал как энергетический банковский центр, но в последние годы стал играть все большую роль в других трансграничных платежах, Вашингтон пытается задушить одну из последних крупных связей с западной финансовой системой.
Россия стала больше торговать в своей собственной и в так называемых дружественных валютах, таких как китайский юань и индийская рупия. Российские предприятия также нашли обходные пути, используя криптовалюты или бартерные сделки. Однако доступ к долларам остается критически важным.
После новых санкций Турция заявила, что будет разговаривать с США, чтобы иметь возможность и дальше платить «Газпромбанку» за импорт природного газа из России, своего основного поставщика. Венгрия, одна из немногих европейских стран, которые все еще полагаются на российский газ, заявила, что также будет искать решение.
Экономика России понесла сильный удар после своего вторжения в Украину. Но большие государственные расходы и переориентация экономики на военные нужды вернули ее к росту. Огромные выплаты воюющим и дешевые ипотечные кредиты помогли семьям удержаться на плаву.
Однако стимулирование экономики имеет опасные побочные эффекты. В частности, инфляция превышает целевой показатель Центрального банка более чем вдвое. В этом году ЦБ поднял процентные ставки до 21%, что пока мало помогает охладить перегретую экономику. Рекордная нехватка рабочей силы, поскольку мужчины трудоспособного возраста уходят на фронт, еще больше подстегивает инфляцию.
Падение рубля грозит еще больше увеличить стоимость импорта. Согласно официальным данным, потребительская инфляция в этом месяце уже достигла почти 9%. Согласно альтернативному показателю, составленному исследовательской компанией «Ромир», средняя стоимость услуг и товаров повседневного спроса в середине ноября выросла на 28% по сравнению с прошлым годом.
Ведущий экономист по развивающимся рынкам Oxford Economics Татьяна Орлова ожидает, что Центральный банк России повысит ставки до 23% в следующем месяце. Она также ожидает, что правительство снова введет контроль за движением капитала, требуя от экспортеров репатриировать больше валютной выручки, что повысит спрос на рубли.
Эти меры, наряду с сокращением импорта после праздников, могут стабилизировать стоимость рубля. Но повышение процентных ставок начнет оказывать более сильное давление на экономику в следующем году, считает Орлова, что приведет к рецессии в 2026 году. Те части экономики, которые не поддерживаются государством, такие как сельское хозяйство и транспорт, сокращаются.
«Экономика, вероятно, находится на переломном этапе… Очень жесткая монетарная политика ведет экономику к рецессии», — говорит Орлова.
Мало кто считает, что Россия находится на пороге более серьезного экономического кризиса, но ожидается, что трудности будут нарастать, чем дольше длится война.
«Политические компромиссы будут становиться все сложнее», — говорит старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Элина Рыбакова. По ее словам, Россия, скорее всего, продолжит ухудшать свои экономические перспективы, отдавая приоритет военным действиям в ущерб здравоохранению, образованию и другим невоенным сферам.