Поставки новых стелс-истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning в вооруженные силы США и их союзников возобновились после годичного перерыва. На другом конце света южнокорейская компания Korean Aerospace Industries строит первую партию стелс-истребителей KF-21.
В России же производство стелс-истребителя Су-57 — по классификации НАТО Felon — застопорилось. И на то есть одна главная причина, пишет The Telegraph.
“Очевидно, что российская военная промышленность в значительной степени зависит от западных компонентов, особенно в области электроники”, — поясняет украинская аналитическая группа Frontelligence Insight.
Санкции, введенные западными правительствами в течение 31 месяца привели к сокращению поставок этого важнейшего оборудования. В результате производство Су-57 оказалось под угрозой, заключает Frontelligence Insight.
Истребитель Су-57 задумывался как российский ответ на американский Lockheed Martin F-22 Raptor. Он призван заменить старые МиГ-29, а также Су-27 и его модификации, стоящие на вооружении российских ВВС.
Но если Lockheed выпускает более 150 самолетов пятого поколения F-35 в год, то “Сухому” с трудом удается производить даже малую часть этого количества. Российская компания поставила ВВС первые 10 серийных Су-57 в 2022 году и еще 11 в 2023 году. В этом году “Сухой”, как сообщается, передал лишь несколько дополнительных самолетов.
За это время российские ВВС потеряли два Су-57 — один испытательный и один серийный — из-за аварий. В результате удара украинского беспилотника по Ахтубинскому летно-испытательному центру на юге России в июне на земле был уничтожен еще как минимум один Су-57.
Возможно, что спустя 14 лет после первого полета на вооружении России находится чуть более 30 Су-57, треть из которых — испытательные модели, на которых может отсутствовать часть запланированной электроники. Это ничтожная сила для армии, которая развертывает около тысячи фронтовых истребителей — и которая потеряла сотню из них в боях над Украиной с февраля 2022 года.
Поразительно, но темпы поставок новых Су-57, похоже, сильно снизились в период с 2023 по 2024 год. Обычно темпы поставок новых типов истребителей растут год от года в рамках многолетнего заказа, поскольку рабочие набираются опыта и начинает действовать эффект масштаба.
Су-57 — исключение из этого правила. Очевидно, что с помощью целенаправленных санкций США и их союзники затормозили модернизацию российских ВВС. Нелегальный импорт требует времени, усилий и денег, что замедляет темпы производства новых Су-57 и, вероятно, увеличивает стоимость каждого самолета.
Еще в 2020 году один российский комментатор призывал Кремль пересмотреть план модернизации авиации. “Вместо того, чтобы пытаться сделать десяток “золотых” Су-57 за несколько лет, можно заменить старые МиГ-29 на новые МиГ-35 [обновленные МиГ-29] с современной авионикой”, — писал комментатор, освещающей российскую оборонную промышленность.
Доводы против Су-57 и за возобновление производства старых и более простых типов самолетов становятся еще более весомыми сейчас, когда российская промышленность испытывает трудности с поставками критически важных иностранных компонентов.
Программа Су-57 должна была помочь российским ВВС догнать ВВС США. Но “Сухому” требуется так много времени, чтобы построить небольшое количество Су-57, что американцы фактически вырвались вперед в технологическом плане.
ВВС США уже определяют требования к новому стелс-истребителю, который должен заменить 180 самолетов F-22. Этот новый истребитель следующего поколения Air Dominance может подняться в воздух еще до того, как русские получат 76-й и последний Су-57 из первоначального производственного заказа.