В прифронтовых городах и селах снова обострилась проблема с арендой жилья для военных. В соцсетях бойцы сообщают о случаях, когда за старые и непригодные дома владельцы просят 30–40 тысяч гривен в месяц или вообще отказываются сдавать жилье военнослужащим.
Офицер 67-й отдельной механизированной бригады Андрей Козинчук рассказал ТСН, что ситуация с арендой очень различается в зависимости от региона. По его словам, на западе страны осенью 2022 года военные иногда не могли найти жилье даже за большие деньги, а на Волыни к защитникам относились значительно лояльнее. На востоке, говорит он, ситуация «50 на 50»: есть люди, которые помогают, но есть и те, кто берут «неадекватные» суммы или вообще не хотят иметь дело с военными.
Чтобы найти жилье поближе к фронту, бойцам часто приходится подключать любые возможные связи: местные власти, волонтеров, случайные знакомства. «У нас один боец находил жилье через сайт знакомств. Флиртовал — а потом просил помочь с домом», — говорит офицер. В маленьких селах, по его словам, роль посредников выполняют старосты, священники или местные, которые «знают все обо всех».
Козинчук вспоминает случаи, когда за полуразрушенные дома просили по 15 тысяч гривен, а за частные дома — по 40 тысяч. Он привел пример хозяйки, которая по 3 тысячи гривен брала с каждого военного за кровать в перенаселенном доме: «Я спросил, понимает ли она, что просто наживается на военных? Она ответила: «Дочь в медуниверситете, надо носить взятки»».
По словам офицера, Минобороны предусматривает компенсацию за аренду жилья для контрактников, но большинство владельцев не хотят заключать официальные договоры — из-за налогов. «Ценовая политика никем не контролируется. И это больно, потому что мы защищаем этих людей, а они этого часто не ценят», — говорит он.
В то же время есть и противоположные истории. Риэлтор Сергей Курганов рассказал, что одна владелица двух домов на востоке бесплатно поселила военных и даже готовила им еду, а бойцы только привозили продукты. «Все зависит от совести владельца. Есть те, кто наживается, но есть и те, кто помогает без каких-либо условий», — отметил эксперт.
Военные подчеркивают, что жилье им нужно не для комфорта, а чтобы помыться, перестирать форму, немного отдохнуть перед возвращением на позиции. «Большая часть заработанных нами денег уходит на аренду. Мы не просим особых условий, только нормального отношения», — подытожил Андрей Козинчук.
