WSJ: Армия Украины сталкивается с растущей нехваткой войск

Вооруженные силы Украины отчаянно нуждаются в новых войсках, чтобы сдерживать массированные российские наступления, пишет The Wall Street Journal. Но политические проволочки приводят к тому, что в передовых частях не хватает прочности.

Законопроект, направленный на расширение призыва на Украине, застрял в парламенте страны, Верховной Раде, после нескольких месяцев дебатов. Предлагаемые изменения довольно скудны: призывной возраст будет снижен до 25 лет с 27. Кроме того, солдаты получат право покинуть армию после трех лет службы, а для мужчин, уклоняющихся от регистрации на призыв, будут введены наказания.

Однако Рада, столкнувшись с тем, что значительная часть населения не желает воевать, с трудом одобряет даже эти скромные изменения в законе. «Мы боремся за снижение возраста до 25 лет — это непопулярное решение», — сказал Федор Вениславский, член Рады от правящей партии президента Владимира Зеленского, который был одним из главных сторонников закона. «Нам нужно увеличить количество людей, которых можно мобилизовать».

Наряду с нехваткой боеприпасов, нехватка солдат — самая большая проблема Украины в этом году, когда, по словам командиров, их цель — выстоять и восстановить силы. Россия, население которой более чем в три раза превышает население Украины, по данным украинской военной разведки, может ежемесячно пополнять свои силы примерно 30 000 человек. Тем не менее, российские войска с трудом продвигаются вперед после захвата восточного города Авдеевка в феврале.

Подавляющее большинство украинцев поддерживает правительство в продолжении борьбы с Россией. Но провал крупного контрнаступления Украины в прошлом году и потеря десятков тысяч солдат в ходе этого процесса не только подорвали уверенность украинцев в том, что они смогут отвоевать территорию, но и истощили их людские ресурсы.

В начале конфликта Украина могла рассчитывать на добровольцев, которые хлынули в призывные пункты. Сейчас эти волны спали. Зеленский также признал необходимость дать отдых солдатам, воевавшим в течение двух лет. По оценкам президента Украины, в ВСУ насчитывается около 600 000 человек. Большинство из них выполняют вспомогательные функции вдали от боевых действий на фронте. В декабре Зеленский заявил, что военные запросили еще 500 000 военнослужащих, хотя командиры говорят, что не нуждаются во всех этих людях немедленно.

Прошлым летом Зеленский уволил всех региональных начальников призывных пунктов после серии коррупционных скандалов. Сотни тысяч мужчин продолжают уклоняться от регистрации на призыв. Вербовщики часто устанавливают на улицах контрольно-пропускные пункты, останавливают мужчин, достигших боевого возраста, и отправляют их на восток, в окопы.

Некоторые мужчины говорят, что их избивали или задерживали на несколько дней, пока они не подписывали бумаги о призыве. Тем не менее сотни тысяч мужчин избегают регистрации в местном призывном пункте. В сети распространяются видеоролики, на которых молодые люди убегают от представителей ТЦК в городах по всей стране.

«Я не могу сказать, что чувствую себя уклонистом от призыва», — подчеркивает 24-летний Олег Синельченко. Оба его брата ушли в армию в самом начале конфликта, но они предостерегли его от регистрации на призыв, сказав ему, что если его зачислят в армию, то выхода уже не будет. «Мне никто не звонил», — говорит Синельченко. «Большая часть страны сидит дома и делает вид, что ничего не происходит».

Группы, представляющие все слои общества, обращаются в Раду с просьбой сделать исключения из нового закона. Предприниматели предлагают платить налог, чтобы их работники не были на передовой. Студенты говорят, что им нужно дать возможность закончить учебу до службы. Кроме того, после распада Советского Союза в 1991 году в Украине стало меньше 20-летних украинцев, чем в предыдущих поколениях.

Официальные лица в США, где пакет помощи Украине в размере 60 миллиардов долларов уже несколько месяцев находится в тупике в Конгрессе, также поднимают шум по поводу необычно высокого призывного возраста в Украине. Призывной возраст в США и многих других западных странах составляет 18 лет.

В мае прошлого года Рада одобрила закон о снижении призывного возраста до 25 лет, но Зеленский так и не подписал его. Роман Костенко, депутат Рады от либеральной оппозиционной партии «Голос», заявил, что голосовал за этот законопроект, но с тех пор политика снижения призывного возраста стала более сложной. Выдвинутый в декабре законопроект об изменении формы призыва был отозван на фоне общественного противодействия.

Если бы я встал посреди Рады и сказал: «Давайте снизим возраст до 21 года», его бы сразу отклонили», — сказал Костенко. «Это непопулярное решение. Это работа президента — принимать непопулярные решения во время конфликта. Нельзя перекладывать ответственность за них на кого-то другого».

В декабре Зеленский сказал, что, «возможно», поддержит снижение призывного возраста до 25 лет, и объявил, что приказал военным подготовить план мобилизации. «Это очень деликатный вопрос», — заявил он. Добавление 500 000 новых солдат, по его словам, обойдется в миллиарды. С тех пор президент не давал прямых комментариев по поводу текущего законопроекта.

Пока Рада обсуждает поправки, солдаты и их семьи требуют подкрепления. По словам Зеленского, около 31 000 военнослужащих погибли в бою, а по оценкам военных аналитиков, эта цифра гораздо выше. Еще десятки тысяч солдат получили ранения, и многие из них уже не в состоянии сражаться. Те, кто остался, истощены и испытывают нехватку артиллерийских снарядов, а поставки из США задерживаются.

Ольга Денисенко помогает организовывать акции протеста в Киеве, требуя отдыха для таких мужчин, как ее муж, который ушел добровольцем в начале конфликта и уже два года провел на фронте. По ее словам, за это время у него было всего 20 дней отпуска. «Государство принесло наших мужей в жертву, забыло о них», — говорит 35-летняя Денисенко. «Это огромное бремя, и оно должно быть распределено равномерно, а не все сваливать на плечи тех, кто согласился защищать страну».

Профессиональные украинские военные говорят, что им особенно нужны молодые люди, поскольку многие из тех, кто был призван в армию, — люди среднего возраста. «Нельзя воевать со стариками», — считает Игорь Белоус, 31-летний военный, который служит в армии уже 12 лет. По его словам, многим его товарищам уже за 40, и им нужно больше времени, чтобы восстановиться после каждой миссии. «Всем нужно смириться с тем, что это будет долгое противостояние… Добровольцы не бесконечны».