Правозащитная организация Amnesty International получила свидетельства от 23 работников образования и 16 семей с детьми школьного возраста, находящихся под российской оккупацией, об обширных нарушениях права на образование в Украине.
Об этом говорится в исследовании Amnesty International.
По данным организации, российская агрессия в Украине серьезно ограничивает доступ к образованию в школах, оставляя будущее детей под угрозой. За период оккупации родители и учителя рисковали подвергнуться репрессиям за попытки продолжения украинского образования. Некоторые даже скрывали своих детей, опасаясь отправки их в учреждения «перевоспитания» в России.
Несмотря на риск, учителя и родители предпринимали усилия для организации украинских уроков. В исследовании говорится, что некоторые стали «партизанами», тайно проводя занятия и передавая книги, борясь с российскими ограничениями.
Семьи из оккупированных территорий свидетельствуют о том, что школы открываются без квалифицированных педагогов, дети оставлены без присмотра и вынуждены читать учебники в одиночестве, что приводит к ухудшению качества обучения и дисциплины.
Анна Райт, исследовательница Amnesty International, подчеркнула, что единственным способом сделать будущее украинских детей менее трудным — это прекратить войну России в Украине, которая нарушает международное право.
Так, школьный библиотекарь рассказала Amnesty International, что ей приходилось тайно устраивать встречи с учениками, чтобы передать им книги, несмотря на российские военные патрули на улицах их села, которые часто проводили произвольные обыски.
Учительница из оккупированного Бердянска Запорожской области, которая выехала из оккупированных территорий в июле 2022 года, но продолжает проводить онлайн-занятия с детьми, проживающими в оккупированной общине, рассказала Amnesty International, как детей теперь заставляют учить русский язык и петь гимн.
Ксения, мать 15-летнего мальчика Кирилла из оккупированного села на Херсонщине, рассказала Amnesty International о визите учителя домой весной 2022 года. Учитель спросил Кирилла, пойдет ли он в школу, когда она открывается в сентябре. Ксения сказала, что Кирилл не пойдет в школу. В начале сентября приехали люди в российской военной форме и сказали: «Если вы завтра не придете в школу, на следующей неделе приедет автобус и отвезет вас в детский дом в России». Кирилл вернулся в школу, но увидел, что она украшена российской государственной символикой, а у дверей и внутри здания стоял вооруженный персонал.
По свидетельствам семей с оккупированных Россией территорий, школы открылись без квалифицированного педагогического персонала. Детей оставляют в классах одних и приказывают им читать учебники. Это означает ухудшение качества обучения и дисциплины.