NYT: Помилованные за службу в Украине, они возвращаются в Россию, чтобы снова убивать

Набор осужденных в свою армию дал России преимущество в человеческих ресурсах. Но это сегодня обернулось трагическими последствиями, когда бывших заключенных помилуют и они возвращаются домой, чтобы совершить новые преступления, пишет The New York Times.

Виктор Саввинов уже был несколько раз заключен за различные преступления — в том числе грабеж, угон автомобиля и нападение — когда в 2020 году во время ссоры он убил собутыльницу, нанеся ей четыре удара ножом в грудь.

Суд в Якутии приговорил его к 11 годам заключения в колонии строгого режима. Поэтому когда вербовщики из частной группы наемников «Вагнера» предложили ему свободу и чистый лист бумаги, если он поедет воевать в Украину, Саввинов, санитар морга, ухватился за эту возможность.

В феврале Саввинов завершил свою службу и вернулся в родное село Кутана. В том месяце, в День защитника Отечества, он пьяный, шатаясь, бродил по заснеженным улицам, по словам жителей, громко жалуясь на то, что односельчане не проявляют к нему достаточного уважения как к ветерану. Следующей ночью он убил двоих из них, нанеся металлическим ломом смертельные удары собутыльнику, а затем убил свою родную тетю, жившую по соседству, ударом топора по голове, а затем поджег ее деревянный дом.

Российская практика вербовки осужденных стала основой ее успеха в Украине, обеспечив огромное преимущество в живой силе в войне. Но она оборачивается трагическими последствиями, поскольку заключенные, помилованные за службу в Украине, возвращаются в Россию и совершают новые преступления.

Общее количество рецидивных преступлений трудно установить, поскольку российское правительство ограничивает обнародование любой публичной информации, которая выставляет войну в плохом свете. Исследование российских судебных материалов, проведенное независимым медиа-изданием «Верстка», показало, что в 2023 году против помилованных рекрутов «Вагнера» было возбуждено не менее 190 уголовных дел. Среди них — 20 случаев убийств или покушений на убийство, а также изнасилования, ограбления и преступления, связанные с наркотиками.

Тем не менее, Кремль, похоже, ужесточает политику вербовки заключенных. 23 марта президент Владимир Путин подписал новый закон, призванный формализовать этот процесс.

До этого критерии помилования были непрозрачными, и Путин помиловал осужденных, воевавших в Украине, подписав указы, которые никогда не были обнародованы. Новый закон установил длинный перечень соответствующих преступлений, которые были прямо добавлены в российский уголовный кодекс, включая убийства, ограбления и изнасилования. Помилование теперь является вопросом закона, а не президентского указа, но осужденные, освобожденные из тюрьмы для участия в боевых действиях, могут получить помилование только после одобрения их военного командования.

Преступления, которые не подлежат помилованию, включают терроризм, шпионаж или государственную измену, а также некоторые сексуальные преступления с участием несовершеннолетних, среди прочих.

«Раньше в деревне никто не закрывал двери на ночь, а теперь их запирают на ключ даже днем», — сказала жительница Кутаны, деревни с населением 1 000 человек, отказавшись в интервью назвать свое имя из-за опасений, что Саввинов может получить еще одно помилование, если его осудят и он снова пойдет добровольцем воевать в Украину.

«Нормальная жизнь» исчезла, добавила она, отметив, что тетя, которую он убил, когда-то была названа «учителем года» и награждена премией от Кремля.

Подобные случаи распространились и на другие города и поселки.

В прошлом месяце в Чите, вблизи границы с Монголией, ветеран войны в Украине был приговорен к 14 годам заключения за то, что голыми руками задушил 22-летнюю проститутку. В 2020 году он был приговорен к 14 годам за удушение и расчленение 18-летней девушки.

В Новосибирске бывший наемник «Вагнера», отсидевший 15 лет по обвинениям в кражах и мошенничестве, в феврале был приговорен к 17 годам за изнасилование двух школьниц в возрасте 10 и 12 лет.

Прошлой весной вблизи Краснодара молодой отец Кирилл Чубко, владелец бизнеса по организации вечеринок, и один из его сотрудников остановились на темной дороге, чтобы починить лопнувшее колесо. Согласно сообщению правоохранителей, они столкнулись с тремя грабителями, которые заставили их снять с банковских счетов около 2 000 долларов, а затем нанесли им смертельные ножевые ранения. Главарь банды был приговорен к 18 годам заключения в 2016 году за ограбление автомобилистов, но был освобожден, чтобы воевать в Украине.

В 2017 году Сергей Руденко был приговорен к 10 годам заключения за то, что ремнем задушил свою девушку. Он вышел на свободу, когда вместе с Вагнером пошел воевать в Украину.

В апреле 2023 года в Ростове-на-Дону, на юго-западе России, 34-летний Руденко пошел искать квартиру. Поспорив с агентом по недвижимости о предложенной арендной плате, он задушил ее шнуром, а затем ударил ножом в шею, говорится в сообщении правоохранителей. Районный суд приговорил Руденко к более чем 11 годам лишения свободы.

Подробности этих преступлений были получены из многочисленных интервью, местных следственных отчетов, статей в местных СМИ и судебных протоколов. Большинство родственников и друзей жертв убийств говорили на условиях анонимности, опасаясь, что убийцы могут получить новые помилования и преследовать их. Опрошенные также были обеспокоены тем, что власти могут обвинить их по законам военного времени за клевету на военных, что включает в себя обнародование предыдущих преступлений солдат.

Группа Вагнера начала вербовать осужденных в августе 2022 года, пообещав президентское помилование в обмен на подписание шестимесячного контракта. Перед тем, как быть распущенной в прошлом году после неудачного мятежа против Кремля, группа заявила, что завербовала более 50 000 заключенных.

По словам Ольги Романовой, председателя неправительственной организации «Русь Сидящая», которая занимается проблемами заключенных, многие из этих людей погибли, некоторые все еще воюют, а примерно 15 000 бывших заключенных вернулись домой.

«Очень много заключенных вернулись на свободу, и это стало большой проблемой», — сказала она. Она добавила, что эти преступления, похоже, опровергают официальный нарратив о том, что война ведется для того, чтобы сделать Россию более безопасной, и что ветераны станут новой элитой.

Преступления, совершенные ветеранами, будь то из группы Вагнера или из других, часто остаются неизвестными. Национальные СМИ упоминают лишь о нескольких сенсационных случаях. «Это история о невидимом насилии, — сказал Кирилл Титаев, российский социолог, работающий в Йельском университете и специализирующийся на криминологии. «Это большая проблема для общества, которую оно не признает».

Российское командование часто использует необученных осужденных, которые вступают в российскую армию как пушечное мясо. Пережив суровые условия заключения в колониях, а затем кровавую войну, они возвращаются на улицы с нулевой реабилитацией.

По словам экспертов, многие из них возвращаются в свои общины, излучая определенное чванство. Они считают, что их служба реабилитировала их, и, как правило, имеют деньги. Их базовый месячный оклад от «Вагнера» в размере около 2 000 долларов — это огромное состояние для большей части России.

Кроме того, по словам Романовой, правоохранителей часто пугает новый статус бывших заключенных.

Среди помилованных, которые совершили особо шокирующие преступления, а затем воевали в Украине, — серийный убийца с Сахалина, известный своим каннибализмом; член сатанинской секты, осужденный за ритуальные убийства; мужчина, который убил свою бывшую девушку, жестоко пытая ее в течение нескольких часов.

В прошлом году Путин преуменьшил проблему совершения новых преступлений помилованными осужденными. «Это неизбежно, — сказал президент. «Но негативные последствия минимальны». Хотя он подтвердил факт помилования, Кремль отказался назвать имена тех, кого помиловали.

Родственники предыдущих жертв и другие местные жители часто выступают с резкой критикой освобождения преступников. В Новосибирске помилованный убийца продавщицы подержанных автомобилей теперь водит такси, несмотря на попытки добиться его освобождения.

Некоторые адвокаты обвиняют прокуратуру в том, что она не спешит расследовать дела против ветеранов, надеясь, что местный резонанс утихнет.

«Это новый уровень беззакония», — сказал адвокат вдовы господина Чубко, который вместе со своим сотрудником был убит бандой на трассе. На неоднократные запросы адвоката в прокуратуру о предоставлении копии помилования ему было отказано. «Нам постоянно говорят, что это государственная тайна, — сказал он. «Мы боремся со следствием больше, чем обвиняемые».

Господин Чубко позвонил жене поздно ночью, когда он был убит, и сказал, чтобы она не спала, что мужчины, которых он встретил на дороге, помогут ему заменить спустившееся колесо. На следующее утро ее муж, все еще не вернувшись домой, не отвечал на звонки на мобильный телефон.

Вдова рассказала, что от присутствия на суде над тремя подозреваемыми ей стало плохо (двое других имели мелкие судимости, и, по сообщениям местной прессы, не было никаких признаков того, что кто-то из них служил в Украине).

«Было очевидно, что они ни о чем не жалеют», — сказала она. Ее муж как-то заметил, что набирать солдат из тюрем — это ненормально, добавила она.

«Этим людям место в тюрьме, — сказала она. «Мне страшно, что они среди нас. Мы с ребенком гуляем в парке, а они могут там гулять. У них же не написано на лбу, что они преступники».