Украина все чаще атакует дронами нефтеперерабатывающие заводы и экспортные объекты России, нанося удары по экономике Москвы далеко за пределами поля боя, пишет Bloomberg.
В пятницу Киев заявил, что поразил объекты, которые обрабатывают почти половину российского морского экспорта нефти. Атаки стали частью масштабного рейда более 200 дронов, сосредоточенного на Ленинградской области, граничащей с Финляндией и Эстонией. Этому предшествовали удары по нескольким нефтеперерабатывающим заводам, важным для внутреннего рынка топлива.
По словам украинской стороны, цель кампании – лишить российскую армию топлива и сократить нефтяные доходы Кремля. В то же время западные союзники Киева неоднократно выражали обеспокоенность возможными перебоями в мировых поставках нефти и топлива.
До начала войны большинство грузов из двух балтийских портов Россия отправляла в Европу, сейчас же основными потребителями стали Китай и Индия. Однако еще до пятничных атак украинские беспилотники регулярно наносили удары по крупным заводам, которые обеспечивают россиян бензином и дизелем, сокращая объемы производства и демонстрируя способность Киева влиять на жизнь рядовых граждан РФ.
В августе, в пик летнего сезона перевозок, украинские дроны совершили не менее 13 атак на ключевые нефтеперерабатывающие заводы – более половины от общего количества ударов за предыдущие семь месяцев, сообщает Bloomberg. Больше всего ударов пришлось на наиболее густонаселенные регионы России.
Дефицит бензина, который сначала ощущался в отдаленных районах, приближается к Москве, а оптовые цены на топливо на бирже СПИМЭКС бьют рекорды. Больше всего страдают независимые дистрибьюторы, не имеющие собственного производства, но в случае продолжения атак проблемы могут коснуться и крупных компаний.
Пока речь идет скорее о росте цен и очередях, чем о полноценной нехватке, говорит бывший топ-менеджер российской нефтяной отрасли Сергей Вакуленко, ныне эксперт Фонда Карнеги. Однако этот вопрос уже находится на повестке дня вице-премьера Александра Новака и Минтопливенерго РФ.
В ответ Россия запретила экспорт бензина и приказала заводам обеспечить внутренний рынок дизельным топливом, сократив экспорт. Пострадавшие предприятия являются ключевыми для обеспечения топливом европейской части страны, где проживает более двух третей населения.
Массированные удары вынудили некоторые крупные НПЗ останавливать работу на несколько дней для аварийного ремонта. Это снизило уровень переработки нефти в августе до минимума с мая 2022 года.
В частности, завод «Лукойла» в Волгограде, способный перерабатывать 300 тысяч баррелей в день, атаковали по меньшей мере пять раз с начала года. НПЗ «Роснефти» в Рязани, который может обрабатывать до 340 тысяч баррелей, подвергся по меньшей мере четырем атакам. Группу Самарских НПЗ (вместе 485 тысяч баррелей в день) били по меньшей мере семь раз.
По оценкам Международного энергетического агентства, августовские атаки вывели из строя около 250 тысяч баррелей в сутки перерабатывающих мощностей РФ, что составляет примерно 5% от общего объема.
Нет признаков, что эти удары координируются с западными союзниками. У Киева могут возникнуть риски, если кампания приведет к росту мировых цен на топливо и напряженности в отношениях с ЕС и США, где приоритетом остаются сдерживание инфляции и экономический рост.
Последний удар по Балтийскому морю, по словам собеседника Bloomberg, временно остановил работу крупнейшего порта региона Приморск. Удару также подверглись три насосные станции, подающие нефть в Усть-Лугу, включая Андреаполь, который уже атаковали ранее в этом году.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил в Telegram о пожаре на судне в Приморске после атаки дрона, но его удалось потушить. Он также подтвердил удар по одной из насосных станций.
В прошлом месяце Приморск отгружал около 1,15 млн баррелей сырой нефти в день и 330 тысяч баррелей дизельного топлива. Усть-Луга – второй по величине балтийский нефтетерминал РФ, средние четырехнедельные отгрузки с которого составляли 626 тысяч баррелей в сутки.
«Наиболее эффективными санкциями являются украинские «санкции», то есть атаки дронами на российскую энергетическую инфраструктуру», – отметил Арне Ломанн Расмуссен, главный аналитик компании A/S Global Risk Management.
