Политика

        Молдова готовит приговоры сообщникам Шора

        Евгения Гуцул в сопровождении сотрудников Национального антикоррупционного центра / Фото из соцсетей
        Евгения Гуцул в сопровождении сотрудников Национального антикоррупционного центра / Фото из соцсетей

        Задержание башкана Гагаузской автономии Евгении Гуцул 25 марта в аэропорту Кишинева вызвало резонанс не только в самой Молдове, но и за ее пределами. Гуцул пыталась вылететь в Стамбул в день, когда Антикоррупционная прокуратура завершила представление доказательств по делу о незаконном финансировании запрещенной пророссийской партии «Шор». Впрочем, вместо Турции политик оказалась в СИЗО тюрьмы №13, сообщает DW.

        Ее арест стал логичным шагом после ряда громких побегов. Депутат парламента Александр Нестеровский, приговоренный к 12 годам за коррупцию, исчез за неделю до суда. По данным Службы информации и безопасности, он получил российское гражданство, скрылся в посольстве РФ и с помощью дипломатического транспорта попал в Приднестровье. Интересно, что в день оглашения приговора в российское посольство позвонили с сообщением о минировании — и на этот раз дипломаты позволили полиции зайти на территорию, чего раньше не делали. После этого трое сотрудников дипмиссии были объявлены персонами нон грата.

        Реклама
        Реклама

        После побега Нестеровского исчезла еще одна депутат — Ирина Лозован. Ее приговорили к шести годам лишения свободы за попытку подкупа мэра города за 30 тысяч евро, чтобы обеспечить преимущество партии «Шор». Лозован и Нестеровский ранее входили в Партию социалистов, но в 2023 году перешли под крыло Илана Шора. Лидер ПСРМ Игорь Додон выступил в поддержку Евгении Гуцул, но о своих бывших соратниках промолчал.

        Тем временем еще одна ключевая фигура партии «Шор» — Марина Таубер — не вернулась в Молдову после поездки в Турцию. Она получила разрешение на лечение в Израиле, однако осталась за границей. Против нее продолжается суд по четырем статьям, в частности за фальсификацию финансовой отчетности кампании.

        Эксперты объясняют побеги лояльностью молдавской юстиции: подозреваемых не задерживают до приговора, чем и пользуются адвокаты. По словам аналитика WatchDog Андрея Курерару, Евгении Гуцул просто не повезло — побег не был согласован, и спецслужбы успели ее перехватить. Власти Молдовы усилили контроль после многочисленных случаев побегов. Так, 27 марта в аэропорту задержали и главу партии «Шанс» Алексея Лунгу, а на следующий день прокуратура запретила на 60 дней выезд за пределы страны лидеру партии «Возрождение» Наталье Параске.

        Обе партии входят в пророссийский блок «Победа», созданный Иланом Шором в Москве в 2024 году. По данным прокуратуры, в Молдове уже открыто 84 дела по электоральной коррупции. Около 141 тысячи граждан получали деньги через российские приложения за голосование, но оштрафованы пока только 4 тысячи человек.

        Удастся ли вернуть беглецов — остается открытым вопросом. Власти уже обратились в Тирасполь с требованием вернуть Нестеровского, но официальный ответ — «не владеем информацией». Если у фигурантов есть другие паспорта, они могут исчезнуть бесследно, признает Курерару. Но в самой Молдове факт доведения дел до приговоров вызывает надежду, что судебная система начинает работать.


        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости
        Exit mobile version