Российские ритейлеры спешат открыть магазины в «ржавом поясе» страны, осваивая новые богатства, полученные от солдатских премий и бурного развития военного производства, пишет Financial Times.
Магазины, рестораны и сети тренажерных залов открываются в самых бедных регионах России, которые служат вербовочным пунктом для вторжения Владимира Путина в Украину. Военная экономика страны также создала рабочие места, повысила зарплаты заводским рабочим и влила беспрецедентные суммы денег в исторически бедные города и поселки.
«Война — это в некотором смысле большой уравнитель», — говорит Янис Клюге, эксперт по российской экономике из Немецкого института международных отношений и безопасности. «Она дает много денег людям, у которых в мирное время нет больших перспектив, людям, которые не имеют образования и живут в бедных регионах».
Война в Украине длится уже четвертый год, и государственные заказы на поставку оружия и одежды для армии дают хорошо оплачиваемую работу на заводах жителям бедных промышленных городов России. Призывники — как правило, выходцы из неблагополучных районов — получают высокие премии за вступление в армию, а их семьи получают выплаты в случае гибели.
«Спрос появляется в новых районах, где раньше его не было, потому что люди просто были слишком бедны, чтобы пойти в большой розничный магазин», — говорит Клюге.
Российские ритейлеры и компании, занимающиеся организацией досуга, уловили эту тенденцию, начав расширяться в то время, когда западные санкции и стремительно растущие процентные ставки на внутреннем рынке должны были сдержать деловую активность.
Компания X5 Group, владеющая несколькими наиболее известными российскими сетями супермаркетов, заявила, что расширяет свою деятельность на Дальнем Востоке страны — регионе, который в последнее время активно развивается благодаря тому, что российские партнеры по импорту ищут альтернативные торговые пути в обход западных санкций.
Количество вакансий в сфере розничной торговли и гостиничного бизнеса в юго-восточном Хабаровском крае за год почти удвоилось.
Среди российских предприятий, набирающих новых сотрудников, — супермаркет «Пятерочка», сеть ресторанов быстрого питания «Ростик’с» и ритейлер электроники «М.Видео-Эльдорадо».
В прошлом году «М.Видео-Эльдорадо» открыла 100 магазинов в 25 новых местах, таких как Качканар, Соликамск, Волжск — все города с населением менее 100 000 человек в центральном промышленном регионе России.
Зимой 2024 года уровень безработицы в России снизился до 2,4 процента с 4,3 процента в тот же период 2021 года, благодаря тому, что государство влило деньги в новые вакансии в бурно развивающемся оборонном секторе страны, а также во вспомогательные промышленные предприятия, производящие одежду, продовольствие и топливо для армии.
Зарплаты выросли и в других отраслях, поскольку и без того напряженный рынок труда стал испытывать трудности из-за призыва работников в армию или бегства за границу, чтобы избежать призыва, — хотя рост зарплат подрывается высокой инфляцией.
Центральная российская республика Марий Эл предлагает 3 млн руб. ($35 600) в качестве стартового бонуса для новобранцев, что более чем в три раза превышает годовую зарплату в регионе. Номинальные доходы в традиционно неблагополучной республике выросли почти на 80 процентов с декабря 2021 по 2024 год, по сравнению с примерно 60-процентным ростом в Москве.
«Выплаты [в армии] гигантские, поэтому те, кто раньше даже не подумал бы купить дорогой смартфон, теперь легко это сделают», — говорит Сергей Половников, глава российской аналитической группы Content Review.
Один из местных жителей города Чебоксары, попросивший не называть его имени, рассказал FT, что заметил разницу в количестве людей, которые берут кофе на вынос в его городе.
«В наши дни вы можете провести полчаса в очереди в сети быстрого питания», — сказал он. «В некоторых хороших ресторанах нужно заказывать столик за неделю вперед, чего раньше здесь точно не было».
Он отметил, что рост располагаемого дохода усугубляется тем, что кредиты на крупные покупки все еще остаются недоступными для многих россиян, в то время как центральный банк страны повысил процентные ставки до 21 процента в попытке сбить упрямую инфляцию. Потребительские цены в России выросли на 9,5 процента в прошлом году по сравнению с 7,4 процента в 2023 году, как показывают официальные статистические данные.
«У меня хороший доход, но я не могу купить квартиру или машину, поэтому я трачусь на то, чтобы, возможно, покупать продукты чуть лучшего качества и чуть чаще питаться вне дома», — добавил он.
Жительница соседнего города Шумерля с населением менее 30 000 человек заметила, что в ее районе открывается все больше салонов красоты: «Сейчас почти все женщины делают маникюр […] Стало больше специалистов по маникюру, а также мест, где предлагают аппаратную косметологию или даже базовые инъекции».
«У нас в городе даже появился частный груминг для собак, а это уже реальный показатель», — говорит она.
Крупные региональные города стали привлекать бизнес, который раньше был ограничен пределами Москвы. Spirit Fitness, сеть тренажерных залов, где месячный абонемент стоит до 70 долларов, в прошлом году открыла филиал в уральском городе Челябинске.
«У людей теперь есть деньги, которые они могут потратить на себя», — говорит Михаил Рычагов, представитель Ассоциации торговых центров России. «Они могут платить больше за поддержание своего здоровья, и рост фитнес-индустрии тому подтверждение».
Выплаты за погибших солдат стали еще одним фактором роста доходов населения. Одна вдова поделилась в Instagram, что купила недвижимость во Владивостоке на деньги, полученные за смерть мужа. «Сколько стоит жизнь? … 12 миллионов рублей», — написала она, что составляет чуть больше 140 000 долларов.
Лаура Соланко, сотрудник Института экономики переходного периода Банка Финляндии, предсказывает, что с окончанием войны в России первыми потеряют в доходах солдаты, но некоторые сдвиги в региональной экономике страны сохранятся.
«Регионы, которые выиграют от изменений в географии внешней торговли, не исчезнут быстро», — сказала она. «А также те, в которых увеличилось производство и появились предприятия военной промышленности, поскольку России еще много лет придется перевооружаться».
