FT: Ракеты из Ирана и Северной Кореи усиливают наступление России

Москва меняет тактику, применяя беспрецедентные обстрелы, чтобы «взломать код» украинской противовоздушной обороны, пишет The Financial Times.

У Украины было тяжелое начало 2024 года. Страна истощена после двух лет боевых действий. Наземное наступление — заморожено. Между тем, российские воздушные атаки, дополненные иранскими беспилотниками и северокорейскими баллистическими ракетами, накалились.

Второй крупный удар в этом году был нанесен в понедельник, когда Россия запустила 59 беспилотников и ракет, а украинские ПВО сбили менее половины из них, по сравнению с обычными 80-процентными показателями перехвата.

Все чаще основными целями становятся украинская оборонная промышленность, такая как «Артем», а не энергосистема, которую Россия пыталась разрушить прошлой зимой. Атаки были тщательно спланированы, с поэтапными волнами беспилотников и ракет, чтобы подавить противовоздушную оборону Украины. 30 декабря и 2 января они были дополнены баллистическими ракетами малой дальности из Северной Кореи.

В субботу Россия нанесла третий мощный удар в этом году, запустив 40 беспилотников и ракет, включая баллистические ракеты, которые были нацелены на «военно-промышленный комплекс» Украины. Украинские ПВО сбили только восемь из них, еще 20 были подавлены электронными средствами и не достигли целей, сообщили в ВВС страны.

Чтобы прорвать оборону Украины, Россия, как правило, сначала запускает медленно летящие беспилотники, затем низколетящие дозвуковые крылатые ракеты и, наконец, баллистические ракеты, которые летят к цели со скоростью, кратной скорости звука, что делает их трудными для поражения.

Самой смертоносной баллистической ракетой является «Кинжал», который президент Владимир Путин назвал «супероружием». Россия также запустила баллистические ракеты «Искандер-М», которые аналогичны северокорейским ракетам KN-23, которые сейчас использует Москва, сообщили военные аналитики.

Украинская мешанина из систем ПВО и ракет класса «земля-воздух», получившая название «FrankenSAM», с трудом справляется.

Первый эшелон обороны — мобильные подразделения, которые часто представляют собой предоставленные США автомобили Humvee, оснащенные ракетами класса «земля-воздух» Stinger или крупнокалиберными пулеметами — были дешевым и эффективным способом уничтожения беспилотников.

Следующий уровень противовоздушной обороны Украины включает в себя системы средней дальности, такие как предоставленные Германией IRIS-T и SAMP/T из Франции и Италии, для перехвата ракет и беспилотников.

Третий уровень — это американские системы Patriot. Но у Украины всего несколько батарей Patriot, а ракеты-перехватчики, которые они запускают, стоят дорого и находятся в относительном дефиците из-за растущего спроса, в том числе со стороны Израиля.

Союзники Киева во главе с США осудили поставки оружия Северной Кореей. Российские официальные лица назвали эти обвинения «дезинформацией» США. Москва также ведет «активные» переговоры с Тегераном о приобретении баллистических ракет ближнего радиуса действия, заявил официальный представитель США по национальной безопасности Джон Кирби. У Ирана крупнейшая программа баллистических ракет на Ближнем Востоке, и он может поставить России «несколько сотен баллистических ракет».

По словам украинских и западных чиновников, Россия, экономика которой находится на военном положении, теперь производит более 100 ракет дальнего радиуса действия в месяц, в то время как в начале вторжения их было около 40, и около 300 ударных беспилотников. Этого недостаточно для поддержания нынешнего темпа атак, которые стали возможны только после того, как Россия месяцами накапливала ракеты. Но беспилотники, поставляемые Ираном, и северокорейские ракеты частично восполняют недостаток.

«Россия использует все возможное, чтобы измотать Украину», — говорит Густав Грессель, бывший австрийский военный, а ныне старший научный сотрудник аналитического центра Европейского совета по международным отношениям.

Пока Россия наращивает поставки, союзники Украины в Европе и США не смогли одобрить военную помощь на сумму более 100 миллиардов долларов. ЕС также не выполнил свои обязательства перед Киевом, отправив менее половины из 1 млн боеприпасов, обещанных в прошлом году.

Но положение Украины далеко не безнадежно, подчеркивают чиновники и военные аналитики.

Токио заявил, что ослабит ограничения на экспорт оружия, чтобы позволить поставлять в США ракеты Patriot японского производства, что, в свою очередь, позволит Вашингтону отправить Украине больше своих собственных запасов. Объявленный в пятницу пакет военной помощи Великобритании на сумму 2,5 млрд фунтов стерлингов включает в себя значительные обязательства по закупке и производству беспилотников.

Киев также разработал ракету с заявленной дальностью полета 700 км и намерен произвести более 11 000 ударных беспилотников средней и большой дальности в этом году.

Они уже поразили дальние цели, в том числе Смоленский авиационный завод, который производит крылатые ракеты. 4 января Киев заявил, что уничтожил российский командный пункт на авиабазе «Саки» на оккупированном Украиной Крымском полуострове.

«Эти атаки не ставят Россию в тупик, но создают проблемы», — говорит Грессель. «Вопрос в том, сможет ли Украина увеличить их масштаб — и поразить российские пусковые установки на территории страны и оккупированной Украины».

Украинский президент Владимир Зеленский также лоббирует предоставление Германией крылатой ракеты большой дальности «Таурус», которая могла бы помочь Киеву уничтожить Керченский мост, соединяющий Крым с материковой частью России.

До сих пор Берлин отказывался посылать ракеты, утверждая, что это может привести к эскалации войны. Однако Великобритания и Франция уже предоставили крылатые ракеты Storm Shadow и Scalp.

Отвечая на вопрос Financial Times о дефиците средств противовоздушной обороны Украины во время пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком в пятницу, Зеленский сказал: «У нас недостаточно систем Patriot… и других систем большой дальности… определенно не хватает соответствующих систем [обороны], особенно [тех], которые борются с баллистикой в Украине».

«Кое-что уже на подходе, мы договорились о чем-то новом», — добавил президент, ссылаясь на недавние обсуждения с западными партнерами, но он сказал, что пока слишком рано раскрывать детали.