Лонгриды

        FT: Что на самом деле стоит за резким поворотом Дональда Трампа к России?

        Дональд Трамп и Владимир Путин / Коллаж FT
        Дональд Трамп и Владимир Путин / Коллаж FT

        Возвращаясь в среду вечером из Флориды на самолете Air Force One, Дональда Трампа спросили, верит ли он, что Россия будет вести добросовестные переговоры по урегулированию войны в Украине.

        «Я верю. Я думаю, что русские хотят, чтобы война закончилась, я действительно верю в это», — ответил президент США во время 14-минутного брифинга с журналистами, пишет Financial Times.

        Реклама
        Реклама

        Трамп прямо настаивал на том, что Москва имеет преимущество в конфликте. «Они захватили большую территорию, — сказал он о России. «Поэтому козыри у них на руках».

        Во время предвыборной кампании 2024 года Трамп постоянно заявлял, что будет стремиться прекратить войну в Украине, как только снова займет должность в Белом доме.

        Но даже при этом скорость, с которой Трамп за последние 10 дней спешил наладить прямые переговоры с Россией, была головокружительной — ошеломляя западных союзников Америки и открывая перспективу того, что единство НАТО будет разорвано в клочья. Украина пока что остается вне переговоров.

        Шаги, предпринятые Трампом, включают телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным, встречу на высоком уровне между его дипломатическими представителями по вопросам национальной безопасности и их российскими коллегами в Саудовской Аравии, а также командировку в Киев министра финансов Скотта Бессента и отставного генерала Кита Келлога с целью оказать давление на Украину, чтобы она начала идти на уступки.

        Трамп также добавил жесткую публичную критику президента Украины Владимира Зеленского, назвав его «диктатором», который цепляется за власть, и обвинив его в первую очередь в российской агрессии.

        Такой подход знаменует собой шокирующий разворот в политике США в отношении Украины с тех пор, как три года назад началось полномасштабное вторжение России. При предшественнике Трампа, Джо Байдене, Вашингтон придерживался стратегии, которая сочетала решительную поддержку Украины с дипломатической изоляцией и финансовым наказанием правительства Путина.

        По сути, сейчас США относятся к Москве как к великой державе в международных отношениях так, как не относились к ней по меньшей мере два десятилетия — возможно, с тех пор, как вторжение Путина в Грузию в 2008 году начало вызывать тревогу на Западе относительно его намерений.

        Этот сдвиг имеет последствия не только для связей США с Россией и Украиной, но и для отношений Америки с НАТО и ЕС. Столпы трансатлантических отношений, которые строились десятилетиями, сейчас подвергаются серьезным испытаниям.

        В первые недели после переизбрания Трампа союзники Америки в Европе, республиканцы в Конгрессе и вашингтонский внешнеполитический истеблишмент были успокоены обещаниями, что он будет придерживаться подхода «мира через силу».

        Вместе с тем, поскольку Трамп стремительно сблизился с Москвой, они пытаются понять, что его новый подход означает для войны в Украине — и для позиции Америки во все более многополярном мире.

        Андреа Кендалл-Тейлор, директор программы трансатлантической безопасности в CNAS, говорит, что стало очевидным, что приоритетом Трампа является «прекращение войны любой ценой», несмотря на последствия.

        «Меня больше всего беспокоит то, что Путин, по сути, собирается добиться уступок от Соединенных Штатов таким образом, что это лишь укрепит его позиции для большей агрессии в будущем», — говорит Кендалл-Тейлор. «Это было лишь приглашением для Путина к дальнейшей эскалации».

        Джейсон Кроу, член Палаты представителей Конгресса США от штата Колорадо от Демократической партии, сказал FT, что, «как и большинство войн», конфликт в Украине, вероятно, закончится за столом переговоров, но Трамп пошел по неправильному пути.

        «Начинать переговоры со встречи с противником … в противовес нашему партнеру, Украине, — это совершенно неправильный сигнал и все началось с неправильной ноги», — говорит он.

        Политика США в отношении России и Украины выглядела «нестабильной» и непоследовательной, меняясь «с каждым днем и каждым твитом», добавляет Кроу. «[Члены администрации], очевидно, делают противоречивые заявления и выполняют работу, которая порой противоречит друг другу».

        Вихревое сближение между США и Россией началось, когда специальный посланник Трампа Стив Уиткофф начал тайные переговоры с российскими чиновниками об обмене заключенных на американского учителя Марка Фогеля, который был задержан в августе 2021 года за попытку въезда в Россию с небольшим количеством каннабиса. Уиткофф поехал в Москву, чтобы забрать Фогеля домой в начале этого месяца, и встретился там с Путиным, с которым провел более трех часов.

        «Это произвело большой эффект. Я считаю, что это было проявление доброй воли со стороны президента Путина … и это привело к большому позитиву», — говорит Уиткофф.

        Визит госсекретаря Трампа Марко Рубио уже был запланирован в Эр-Рияде на этой неделе для переговоров по войне в Газе, поэтому саудовская столица была логичным местом для начала переговоров с Россией об Украине.

        Во вторник саудовцы приняли высокопоставленных американских и российских чиновников в роскошном дворце Дирия, где команды говорили в течение четырех с половиной часов, включая рабочий обед из стейка, гребешков, баранины, рыбы и икры.

        После этого американские чиновники заявили, что они почувствовали, что российские чиновники пришли с открытым сердцем, поднимая исторические претензии, но не читая многочасовые лекции.

        «Я вернулся сегодня убежденным, что они готовы начать серьезный процесс, чтобы определить, как, как быстро и с помощью какого механизма можно положить конец этой войне», — сказал Рубио после переговоров. «Сможем ли мы в конце концов достичь этого результата, очевидно, будет зависеть от готовности каждой из сторон конфликта согласиться на определенные вещи».

        В партии, в которой все еще есть немало ястребов национальной безопасности, некоторые республиканцы начинают нервничать из-за российской политики Трампа. «В той степени, в которой Белый дом заявляет, что Украина начала войну, я не согласен», — заявил в среду журналистам Джон Кеннеди, сенатор-республиканец от Луизианы. «Я думаю, что войну начал Владимир Путин. Я также убежден на собственном горьком опыте, что Владимир Путин — гангстер».

        Но представители администрации решительно защищали заигрывание с Россией и пытались подавить любую критику изнутри своих рядов в зародыше — утверждая, что они пытаются решить конфликт, который тянется уже три года.

        «Как вы собираетесь закончить войну, если вы не разговариваете с Россией?» спросил в четверг вице-президент Джей Ди Вэнс. «Вы должны говорить со всеми, кто участвует в боевых действиях, если вы действительно хотите положить конец конфликту».

        «Мир в интересах России, в интересах Украины. Это в интересах Европы, — продолжил он. «Но, что самое важное, мир в интересах американского народа».

        До поездки Уиткоффа в Москву Трамп и его команда, казалось, были гораздо больше обеспокоены тем, что Путин оказался менее заинтересованным, чем Зеленский, в том, чтобы сесть за стол переговоров. Они даже предупреждали, что могут усилить санкции США в отношении российской энергетики, чтобы оказать большее давление на Москву.

        Но на этой неделе динамика кардинально изменилась. Американские чиновники говорят, что отказ Украины от предложенного компанией «Бессент» соглашения о правах на добычу полезных ископаемых, которое бы гарантировало США половину всех доходов, ухудшил настроение Трампа в отношении Зеленского.

        «Президент Трамп, очевидно, сейчас очень разочарован президентом Зеленским, тем, что он не сел за стол переговоров, что он не захотел воспользоваться этой возможностью, которую мы предложили, я думаю, он в конце концов дойдет до этого, и я надеюсь, что очень быстро», — заявил советник президента по национальной безопасности Майк Уолтц журналистам в Белом доме в четверг.

        Эндрю Бишоп, руководитель отдела политических исследований Signum Global Advisors, считает, что Трамп пришел к выводу, что он должен сделать «что-то драматическое», чтобы сломать «инерцию» в конфликте с обеих сторон, и решил, что лучше взяться за Украину, чем за Россию. «Учитывая как его относительную неприязнь к Зеленскому, так и потенциальную экономическую цену преследования России посредством значительного усиления нефтяных санкций, он выбрал Украину», — говорит Бишоп.

        Личная критика Зеленского была особенно резкой для некоторых. «Он думает, что они с Путиным друзья, и ему не нравится Зеленский», — говорит Джон Болтон, советник Трампа по национальной безопасности во время его первого срока и бывший посол США в ООН. «Трамп повторяет вещи, в которые россияне хотели бы, чтобы остальной мир поверил, но которые просто не соответствуют действительности».

        Он добавляет: «Каждый раз, когда вы оглядываетесь, Трамп дает Путину все большее преимущество».

        Макс Бергманн, директор программы Европы, России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, говорит, что США «по сути продают демократию, которая борется за свою свободу против авторитарного диктатора, который является одним из наших старейших и самых длинных противников».

        «Проблема, которую я вижу, заключается в том, что США получают от этого?», — говорит он. «На какие уступки идет Россия? Что мы получаем от России?»

        Большинство республиканцев — в том числе и те, кто в прошлом критиковал Путина — все еще дают Трампу презумпцию невиновности. Сенатор Рик Скотт из Флориды рассказал Financial Times, что в своих разговорах с президентом Трамп «хочет, чтобы Россия проиграла, чтобы Украина победила, и чтобы война закончилась. Поэтому он собирается привлечь Путина к ответственности».

        «Я не доверяю Путину. Он — подлый человек», — добавляет Скотт.

        В среду Джон Тьюн, лидер большинства в Сенате, заявил журналистам: «Я поддерживаю мирный выход и результат в Украине, и я думаю, что сейчас администрация, президент и его команда работают над тем, чтобы достичь этого».

        «Вы должны дать им немного пространства», — добавил он.

        Болтон считает, что вред, причиненный уклоном в сторону России, еще можно исправить. «Воспринимать Трампа как отражение постоянных изменений в американской политике — это ошибка, — утверждает он. «Для этого нет большинства в Конгрессе. Хотя люди запуганы и не будут говорить об этом публично, я не думаю, что это поддерживается большинством в стране».

        «Россия была полностью изолирована и вынуждена была бежать — очень сильно бежать — и это просто дает Путину спасательный круг», — говорит Уильям Померанц, старший научный сотрудник и эксперт по вопросам России в Центре Вильсона, вашингтонском аналитическом центре.

        Состоится ли соглашение на самом деле, в значительной степени будет зависеть от того, какой частью своей территории Украина готова уступить, а также от наличия гарантий безопасности, которые будут сдерживать дальнейшую агрессию со стороны Москвы. Украина будет настаивать на самых сильных гарантиях от своих западных союзников, но Москва может отклонить большинство, если не все, из этих требований.

        Аня Мануэль, бывший сотрудник Государственного департамента в администрации Джорджа Буша, которая сейчас находится на Аспенском форуме по безопасности, говорит, что просто «отказаться от Украины» было бы губительной политикой, но она все еще видит возможности для заключения соглашения.

        «Можно представить себе Украину, которая отдает немного земли в обмен на демократический, западный, процветающий режим, который является абсолютно жизнеспособным», — говорит она. Членство в ЕС и даже в НАТО со временем может стать возможным, продолжает она.

        Однако пока Трамп снова заставил мир вздрогнуть из-за своего быстрого возвращения к взаимодействию с Путиным. «Это указывает на гораздо более реалистичный, многополярный мир», — говорит Бергманн. «Но я думаю, что в нем Соединенные Штаты гораздо более одиноки».


        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости
        Exit mobile version