Украина пытается запустить совместное производство оружия с западными компаниями, Шмигаль рассказал о «более 20 контрактах».
«Пехота выигрывает битвы, логистика выигрывает войны», — известное выражение командующего американскими войсками в Первой мировой войне генерала Джона Першинга.
Более чем через столетие спустя его афоризм лежит в основе стратегии в другой окопной войне, в которой Украина пытается запустить собственное производство боеприпасов, чтобы уменьшить зависимость от западных союзников в борьбе с агрессией России.
«Возник огромный дефицит боеприпасов не только в Украине, но и во всем мире. Мы понимаем, что должны производить их здесь, в Украине, потому что по всему миру они закончились, они исчерпаны. Все склады пустые», – сказал Financial Times премьер-министр Денис Шмигаль.
По его словам, правительство делает выводы из уроков резкого увеличения отечественного производства беспилотников, которое выросло с «нескольких десятков в прошлом году до десятков тысяч» в этом году. Киев также перераспределяет свой бюджет, чтобы сконцентрироваться на военно-оборонном комплексе, включая развитие противовоздушной обороны и артиллерии.
Но развитие индустрии закупок для изготовления снарядов, артиллерии и средств ПВО – это куда более сложная и амбициозная задача, чем для беспилотников, особенно в условиях глобального дефицита ключевых компонентов и сырья. Один из украинских чиновников сказал, что нельзя быстро трансформировать производство снарядов так, как это было сделано для беспилотников, не в последнюю очередь из-за глобального «дефицита пороха».
Financial Times отмечает, что свои комментарии Шмигаль озвучил еще до обращения президента США Джо Байдена к Конгрессу с просьбой одобрить многомиллиардный пакет помощи для Украины и Израиля. Это послание стало своевременным моральным стимулом для Киева, учитывая вялый характер контрнаступления, перспективы затяжной войны и обеспокоенность тем, что политика Америки может подорвать долгосрочные поставки оружия и финансовую поддержку.
Через 20 месяцев после начала полномасштабного вторжения России украинские чиновники знают, как важно ускорить развитие собственной промышленности и внедрять инновации на высокой скорости.
«Недавним успехом стала переделка избыточных американских ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder в ракеты класса «земля-воздух». И это крайне важно, поскольку Россия продолжает совершать атаки на города, расположенные вдали от линии фронта», — пишет Financial Times.
«Эти ракеты [AIM-9] не работали. Мы их починили. Мы нашли способ запускать их с земли. Это своего рода самодельная противовоздушная оборона», – сказал неназванный украинский чиновник.
Эти переработанные снаряды помогут «пережить зиму», когда Россия, как ожидается, будет бомбить энергетическую инфраструктуру Украины, чтобы погрузить страну в темноту. Хотя украинский чиновник признал, что такое решение нельзя назвать долгосрочным.
Это одна из ряда подобных инициатив, когда старые материалы, которые американские военные считают избыточными, превращаются в необходимое вооружение.
«У нас есть согласованное решение, когда мы берем что-то устаревшее и делаем из него что-то другое», — пояснил украинский чиновник.
Приоритетной задачей остается создание совместных предприятий с европейскими и американскими оборонными компаниями. Этим летом украинский государственный концерн «Укроборонпром» заключил соглашение с немецким производителем оружия Rheinmetall о ремонте поврежденных танков Leopard и другой бронетехники, а также о производстве новых машин.
По словам Шмигаля, это одна из «около 20» сделок, подписанных с разными компаниями и партнерами для совместного сотрудничества и производства. Некоторые западные правительства с осторожностью относятся к подписанию таких соглашений, опасаясь, что их граждане могут погибнуть в результате российского удара.
Некоторые ведущие украинские бизнесмены говорят, что правительство должно быстрее определиться с приоритетами в сфере закупок отечественного вооружения. Министры признают, что медленный прогресс контрнаступления и нестабильный американский политический климат сделали это изменение необходимостью.
Отвечая на вопрос о потрясении в Конгрессе США, где радикальные республиканцы ранее в этом месяце отказали Украине в финансировании, Шмигаль признал, что эти события «вызывают беспокойство».
Премьер-министр не стал комментировать последствия возможного возвращения Дональда Трампа в кресло президента США в следующем году и прекращение американской поддержки Украины. Но Шмигаль настаивал на том, что Киев остается уверенным в долгосрочных обещаниях администрации Байдена о поддержке и дальнейшей поддержке американского народа.
Михаил Федоров, вице-премьер-министр Украины по вопросам инноваций и цифровой трансформации, сказал, что возглавляемая им революция беспилотников стала возможной благодаря открытию традиционно государственной отрасли. Он добавил, что такой же переход к свободному рынку необходим, если Украина хочет развивать оборонную промышленность.
По его словам, государство должно «превратиться в венчурного инвестора», устранив свою монополию на производство оружия и создав «лучшие в мире условия для предпринимателей».
Ответственным за усилия, направленные на развитие украинской логистики и трансформацию экономики с целью стимулирования отечественного производства вооружений, стал Александр Камышин, министр по стратегическим отраслям промышленности и бывший руководитель «Укрзализныци». Он считает, что нет смысла стремиться к полной независимости, поскольку «ни одна страна не сможет выдержать такой уровень потребления». Но он предполагает, что Украина будет производить и получать боеприпасы в таком объеме, что может стать эквивалентом «арсенала всего свободного мира».