Российские дроны и агентура осуществляют атаки по странам НАТО, и Европа теперь делает то, что еще несколько лет назад казалось нереальным: готовит варианты ответных ударов, пишет Politico.
Среди обсуждаемых идей – совместные наступательные кибератаки против России, более быстрая и согласованная процедура официального установления ответственности Москвы за гибридные атаки, а также внезапные военные учения под руководством НАТО. Об этом сообщили два высокопоставленных чиновника европейских правительств и трое дипломатов ЕС.
«Россияне постоянно тестируют границы – какова будет реакция, как далеко они могут зайти?» – отметила министр иностранных дел Латвии Байба Браже. По ее словам, нужен «более проактивный ответ». «Сигнал подает не разговор – а действие», – сказала она в интервью POLITICO.
В течение последних недель российские дроны нарушали воздушное пространство Польши и Румынии, а загадочные беспилотники парализовали работу аэропортов и военных баз в других частях Европы. К этому добавляются радиоэлектронные помехи GPS, вторжение российских самолетов и кораблей, а также взрыв на важной железнодорожной ветке в Польше, по которой поступала помощь Украине.
«Европе и Альянсу нужно спросить себя: как долго мы готовы терпеть такой тип гибридной войны… и не стоит ли нам самим стать более активными?» – заявил на прошлой неделе госсекретарь Минобороны Германии Флориан Ган.
Гибридные атаки – не новость. Россия отправляла киллеров для убийств в Великобритании, подозревается в подрывах складов боеприпасов в Европе, финансировала крайне правые партии в ЕС, вмешивалась в выборы в Молдове и Румынии. Но масштаб и частота нынешних атак беспрецедентны. Аналитический центр Globsec подсчитал: с января по июль в Европе произошло более 110 диверсий и попыток атак, преимущественно в Польше и Франции, связанных с российскими структурами.
На октябрьском форуме «Валдай» Владимир Путин заявил: «Мы внимательно следим за растущей милитаризацией Европы. Это просто риторика или время нам отвечать?»
Хотя Россия открыто называет НАТО и ЕС противниками, для Европы ключевое – не перейти «красные линии» Кремля, чтобы не спровоцировать полномасштабный конфликт с ядерным государством.
Но это не значит, что Европа должна уступать, говорит главнокомандующий ВС Швеции Микаэль Классон: «Нельзя позволить себе страх и постоянную тревогу из-за возможной эскалации. Мы должны быть твердыми».
Пока что ответ Европы – усиление обороны. После сбития российских дронов над Польшей НАТО объявило об усилении противовоздушной обороны на восточном фланге.
Даже это вызывает гнев в Москве. Дмитрий Медведев заявил, что европейцы «должны дрожать, как животные, которых ведут на забой».
Изменение подхода
Частые российские провокации заметно меняют тон в европейских столицах.
Польша отправила 10 тысяч военных охранять критическую инфраструктуру после диверсии на железной дороге между Варшавой и Киевом. Премьер Дональд Туск обвинил Россию в «государственном терроризме».
После инцидента глава европейской дипломатии Кая Каллас назвала такие угрозы «экстремально опасными» и заявила о необходимости «сильного ответа».
Министр обороны Италии Гвидо Кроцетто раскритиковал «инертность» Европы и представил 125-страничный план контрмер, который предусматривает создание Европейского центра противодействия гибридной войне, 1500-человечной киберкоманды и подразделения военных специалистов по искусственному интеллекту.
«Всем нужно пересмотреть свои протоколы безопасности», — добавил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. «Россия явно усиливает свою гибридную войну против граждан ЕС».
Действия вместо слов
Несмотря на жесткие заявления, вопрос о том, как именно отвечать, остается открытым.
Европа действует в рамках законов, а Россия нет, напоминает французский исследователь Кевин Лимонье: «Возникает этический вопрос: могут ли государства, уважающие верховенство права, использовать те же методы, что и Россия?»
Пока что такие страны, как Германия и Румыния, ужесточают правила по сбиванию дронов над аэропортами и военными объектами.
В киберпространстве есть больше пространства для маневра. Дания, Чехия и Великобритания уже давно осуществляют наступательные кибероперации. Латвия предлагает делать больше, в частности атаковать системы, критические для российской военной промышленности — например, технопарк «Алабуга», где собирают дроны-камикадзе Shahed, а также энергетические объекты или железную дорогу, по которой перевозят оружие.
Европе нужно ответить и на российские информационные операции, говорят чиновники. Для этого нужно сотрудничество со странами, которые хорошо понимают российское общество и мышление.
В то же время все новые действия должны иметь «правдоподобное опровержение», отмечает один из дипломатов ЕС.
Проявление силы
НАТО, как оборонный союз, осторожно относится к наступательным действиям. «Асимметричные ответы важны, но мы не будем опускаться до методов России», — сказал один дипломат Альянса.
Вместо этого НАТО должно демонстрировать силу и единство, считает бывшая пресс-секретарь Альянса Оана Лунгеску: быстро сообщать, если Россия стоит за гибридной атакой, и проводить внезапные учения на границе с РФ, например в Литве или Эстонии.
Центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки продолжает обучать партнеров и готовить политиков для реагирования на новые вызовы.
«Без сомнения, в гибридной сфере нужно делать больше», – говорит высокопоставленный чиновник НАТО. В частности – усиливать коллективное установление ответственности за атаки и демонстрировать, что Альянс способен быстро перебрасывать ресурсы и адаптироваться.