Политика

НГ: Победившие повстанцы не простят Киеву связей с Каддафи

28 октября 2011 07:19

Украина начала поставлять в Ливию гуманитарную помощь, а ранее одной из первых признала Переходный нацсовет законной ливийской властью. Но вчерашние повстанцы не забыли о связях, установленных в свое время Муаммаром Каддафи с украинскими лидерами. И именно с этим киевские эксперты связывают то, что судьба 23 украинцев, захваченных в плен в Ливии в начале сентября, до сих пор остается неясной, пишет российская Независимая газета.

О плененных украинцах в начале осени сообщили американские СМИ. Вскоре ливийская сторона подтвердила информацию, уточнив, что речь идет о наемниках, воевавших на стороне Каддафи. Семьи некоторых заложников, связавшись с украинскими газетами, заверили, что их родные уехали в Ливию по гражданским контрактам, никак не связанным с военными действиями. Хотя украинская сторона выражала надежду, что недоразумение удастся быстро уладить, но этого не произошло. В конце сентября президент Виктор Янукович взял ситуацию под свой контроль, поручив главе правительства Николаю Азарову и председателю Службы внешней разведки Григорию Ильяшову «принять все необходимые меры для защиты прав и законных интересов граждан Украины, задержанных в Ливии».

В ливийской неразберихе следы пленников то терялись, то снова находились. Западные агентства за два прошедших месяца несколько раз сообщали о зверских пытках, применяемых повстанцами по отношению к украинским пленникам, о расстреле 11 украинцев. Однако МИД Украины, выясняя информацию по своим каналам, опровергал эти сведения. На днях представитель украинского внешнеполитического ведомства Александр Дикусаров сообщил, что 19 октября с украинцами в Ливии встретился специальный представитель Украины по вопросам Ближнего Востока и Африки Евгений Микитенко. Он лично убедился, что арестованные граждане Украины живут в нормальных условиях, обеспечены едой и водой. Но дипломату, сопровождавшему в Триполи гуманитарный груз, доставленный самолетом МЧС Украины, тоже не удалось освободить пленников. «Мы надеемся, что в ближайшее время будет сформировано новое правительство и мы сможем достигнуть большей результативности в продолжении переговоров по освобождению наших граждан», – сказал Дикусаров.

В неофициальных беседах украинские чиновники выражают опасение, что украинцы могут пострадать, став разменной монетой при установлении новых отношений Ливии с внешним миром. Как известно, глава Переходного нацсовета Махмуд Джибриль на пресс-конференции в рамках 66-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке сделал особый акцент на проблеме наемников. «Из Африки, из арабских стран, Сербии, Украины, России. У Каддафи еще много денег, он сумел купить много людей в качестве наемников», – обозначил проблему Джибриль. Пленники-украинцы, о которых написали крупнейшие мировые СМИ, могут превратиться в своеобразную «визитную карточку» этой проблемы. И служить своего рода рычагом воздействия Ливии на Запад.

Поэтому сейчас украинская власть пытается решить проблему по всем возможным каналам. Кроме дипломатов ситуацией занимается офис уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой, которая сотрудничает с влиятельной международной организацией Amnesty International. Правительство, в свою очередь, пытается задобрить новую ливийскую власть гуманитарной помощью: с конца октября в госпитале Минобороны в Киеве проходят курс лечения и реабилитации 11 раненых ливийских повстанцев, МЧС начало поставлять в страну продовольствие и медикаменты.

Украинские эксперты говорят, что Киеву важно сейчас не только спасти своих граждан, но и найти с новой ливийской властью взаимопонимание, позволяющее возродить межгосударственные отношения. Навел мосты с Каддафи еще президент Леонид Кучма, затем пышно принимал Виктор Ющенко, а в установленном во дворе президентской администрации шатре ливийского лидера гостила скромно одетая премьер Юлия Тимошенко. А один из сыновей ливийского диктатора даже нашел жену в Украине.

Итогом всех усилий стал ряд контрактов, выгодных Киеву. Авиастроители получили крупный заказ на производство самолетов для Ливии, в том числе вип-борта для самого Каддафи. Компания «Нафтогаз» подписала контракты на разведку и освоение месторождений в Ливии. Из Украины в страну Каддафи поставлялась продукция металлургии и сельского хозяйства. Но наибольшим спросом пользовались не товары, а услуги украинских медиков, которые относительно легко могли уехать на работу в Африку, где зарплата в десятки раз превышала украинские оклады.

Все эти направления сотрудничества, по словам украинских дипломатов, объясняют, почему в Ливии оказались сотни, если не тысячи граждан Украины. Но это только видимая часть айсберга, отмечают специалисты. Ведь считается, что в Ливии, как и во многих других африканских странах, работают сотни военных специалистов, не нашедших применения на родине и уехавших по фальшивым контрактам, через посреднические структуры. Особенно востребованы на Черном континенте военные летчики и инженеры-техники, обслуживающие авиацию. Их зарплаты, по данным некоторых украинских СМИ, достигают 5–12 тыс. долл. в месяц.

Зимой разгорелся скандал, когда американский ресурс STRATFOR сообщил, что ливийских демонстрантов обстреливали самолеты Каддафи, пилотируемые украинскими летчиками. Служба безопасности Украины, проведя расследование, заявила, что официально ни один военный специалист из Украины в Ливию не был направлен. В тот момент в Минобороны Украины тоже подтвердили эту информацию. Но собеседники газеты допустили, что украинцы могут воевать в Африке по найму, организованному частным образом, о котором государственные органы не информированы.

В феврале–марте большинство граждан Украины, уехавших в Ливию на работу, были эвакуированы. Среди них была даже личная и особо приближенная медсестра Каддафи. Однако некоторые остались, поскольку с началом военных действий зарплата врачей была повышена в несколько раз. «Но были и граждане, которые отправились в Ливию только после начала войны. Насколько мне известно, некие охранные структуры, зарегистрировавшие свои сайты в России, по всей территории СНГ искали желающих рискнуть за деньги. Кто-то, несомненно, клюнул на выгодное предложение», – сказал замруководителя Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов. В украинской прессе ранее появлялась информация о подобной вербовке, некие источники сообщали газетам, что деятельность посреднических структур была прекращена только к лету, когда в ситуацию якобы вмешалась израильская разведка. Однако официального подтверждения либо разъяснения этой информации так и не последовало.

Многие эксперты в Киеве убеждены, что ситуация с пленными украинцами в Ливии имеет двойное дно. Во-первых, заложниками стали случайные люди, которые, по ряду свидетельств, действительно не имели отношения к военным действиям. Во-вторых, западная пресса уделяет особое внимание теме «украинских наемников», не упоминая таких же специалистов из других стран. В-третьих, странно выглядит ситуация, когда США и ЕС, имея прямое влияние на новую ливийскую власть, не демонстрируют особой активности в вопросе освобождения заложников. В Киеве допускают, что все это свидетельствует о намерении положить конец всем украинско-ливийским коммерческим контрактам, в первую очередь – в энергетической сфере.

Эксперт Данилов отметил, что, несмотря на все усилия и шумные информационные кампании, экономические отношения между Украиной и Ливией остались на зачаточном уровне. «Товарооборот составляет около 300 миллионов долларов в год. Добыча нефти и газа осталась на уровне проектов, контракт по самолетам так и не был выполнен. Что в будущем? Металл и зерно, видимо, будем поставлять, как и раньше. И все», – сказал он. По мнению специалиста, новая ливийская власть не забудет о теплых отношениях Киева с Каддафи. А поэтому рассчитывать на развитие заявленных прежде направлений сотрудничества не приходится. Максимум, что может сделать в сложившейся ситуации украинская власть, – это спасти с помощью международных организаций более двух десятков своих граждан.


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling