Четверо экс-кандидатов в белорусские президенты удерживаются в СИЗО КГБ, количество обвиненных в организации массовых беспорядков превысило три десятка, еще 19 активистов оппозиции — в статусе подозреваемых. Под подозрением властей, впрочем, каждый день оказываются все новые люди: журналисты, правозащитники, адвокаты, рабочие и служащие.
Милиция белорусской столицы сообщает, что следователи установили "свыше 120 человек, активно участвовавших в массовых беспорядках" вечером 19 декабря. Официальные обвинения предъявлены пока 31 фигуранту возбужденного после президентских выборов уголовного дела.
Сайт ГУВД Мингорисполкома разместил пять фотографий участников событий у Дома правительства в Минске, которым, судя по заголовку статьи и контексту сообщения, милиция инкриминирует разбивание стеклянных дверей одного из главных госучреждений.
"Только один из этих "фигурантов" активно фигурирует на многочисленных фото и видеокадрах, которыми заполонен интернет. Невысокий человек в вязанной шапочке, прозванный интернет-сообществом "наушником", на фото и видео действительно бьет по стеклу, затем не один раз докладывает о чем-то в рукав собственного пальто", — правозащитник Людмила Грязнова анализирует информацию о послевыборных событиях.
По ее словам, с сайта ГУВД были поспешно удалены другие фотографии, размещенные сразу после разгона митинга на площади Независимости.
"Первоначально на этих фото были люди, действительно штурмовавшие стеклянные двери. Лица этих людей и их действия зафиксированы десятками камер. Но на кадрах многочисленных репортеров нет свидетельств тому, что стекло бьет, например, Александр Отрощенков, пресс-секретарь Андрея Санникова, нынче предъявленный миру как зачинщик беспорядков", — сказала Грязнова.
По мнению аналитиков, именно поиском фото и видеодоказательств обусловлены многочисленные обыски у белорусских журналистов. Изъяты компьютеры, иные носители информации, оргтехника в редакциях газет "Наша Нива" и "Борисовские новости", разгромлена студия Европейского Радио для Беларуси, следователи обыскивает квартиры репортеров зарегистрированного в Польше телеканала "Белсат".
Обыски прошли в офисах Белорусского Хельсинкского комитета, правозащитного центра "Весна", в квартирах правозащитников, которые проводят собственное расследование и мониторинг связанных с выборами событий.
Семь из девяти соперников Лукашенко в борьбе за президентское кресло находятся под уголовным преследованием.
Григорий Костусев, один из лидеров белорусского Народного Фронта, и предприниматель Дмитрий Усс — в качестве подозреваемых с подпиской о невыезде из столицы и страны, пятерым предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков.
В ночь под новый год из СИЗО КГБ, именуемого в народе "американкой", был отпущен экс-кандидат в президенты Виталий Рымашевский. Неделю назад — руководитель предвыборного штаба Владимира Некляева Андрей Дмитриев.
На днях также под подписку о невыезде отправлены к семьям бывший проректор Белгосуниверситета Анатолий Павлов и активист Объединенной гражданской партии Олег Корбан. Всем "условно освобожденным" поставлено жесточайшее условие: молчать.
Короткие контакты с прессой Виталия Рымашевского обернулись для экс-кандидата вызовом в КГБ и реальной угрозой вновь оказаться за решеткой.
Немногое о судьбах арестованных оппонентов Лукашенко могут рассказать и адвокаты. Минюст официальным представлением предложил Минской коллегии адвокатов привлечь к дисциплинарной ответственности Павла Сапелко, защитника экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, сообщившего прессе о состоянии своего подзащитного.
Адвокаты всех обвиняемых и подозреваемых в организации массовых беспорядков связаны подпиской о неразглашении материалов следствия. Тайной следствия считаются любые сведения, в том числе и о самочувствии арестованных.
Адвокаты, впрочем, не однажды заявляли о нарушении их профессиональных прав на встречу с подзащитными, руководству КГБ и прокуратуры поданы соответствующие жалобы.
Около двух недель защитники не могут встретиться с заключенными в СИЗО КГБ Владимиром Некляевым, Николаем Статкевичем, журналисткой Ириной Халип, лидером Объединенной гражданской партии Анатолием Лебедько, другими обвиняемыми.
По сведениям негосударственной прессы, экс-кандидат в президенты Белоруссии Николай Статкевич продолжает голодовку, объявленную еще в момент задержания вечером 19 декабря.
Адвокат Владимир Букштынов сообщил во вторник, что защитой исчерпаны все предусмотренные белорусским законом средства для изменения меры пресечения избитому в день выборов кандидату Владимиру Некляеву — минский городской суд отказал адвокатам, это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Пять суток адвокат и жена искали по тюрьмам Минска и окрестностей экс-кандидата в президенты Алеся Михалевича, первоначально помещенного под арест в тюрьму КГБ. Защитнику и супруге сообщали различные адреса, но администрации в местах заключения не обнаруживали среди своего контингента оппозиционного политика.
Во вторник Милане Михалевич удалось выяснить, что муж якобы вновь находится в СИЗО КГБ. Во встрече с арестованным женщине отказывают. Между тем на руках у занятой судьбой мужа Миланы двое малолетних детей, младшей дочери только год.
Алесь Михалевич строил свою избирательную кампанию на умеренной критике действующей власти, ни в одном из своих публичных выступлений не призывал народ выйти на площадь и дискутировал с оппонентами по избирательной кампании о целесообразности уличных акций.
"Выходит, он сидит только за то, что оппозиционер", — замечает газета "Наша Нива".
В прайм-тайм воскресенья белорусское государственное телевидение выпустило в эфир свою версию о правых и виноватых. Фильм под названием "Плошча: железом по стеклу" критики уже назвали тенденциозно-пропагандистским, а юристы и правозащитники обратили внимание на разглашенные БТ особенности белорусского правоприменения.
Телевидение, например, продемонстрировало расшифровки телефонных разговоров некоторых кандидатов в президенты и членов их команд. "Скандал обнаруживается не во фразах, которые БТ "пришивает" к уголовному делу, а в том, что "прослушка" велась спецорганами задолго до дня выборов, задолго до того, как оппоненты Лукашенко стали подозреваемыми и обвиняемыми в организации уличного протеста. По какому закону и на каких основаниях спецслужбы "слушают" граждан, тем более, законных кандидатов в президенты?" — замечает юрист Олег Волчек.
А экс-кандидат в президенты Григорий Костусев - единственный, кто успел после допроса в КГБ по предусмотренной законом процедуре опротестовать результаты прошедших в Белоруссии выборов - получил из Верховного Суда аргументацию отказа признать выборы недействительными.
"То, что нынче мне написали, вряд ли могут разъяснить и сами судьи. С одной стороны, признается, что опротестовать результаты выборов можно через Верховный Суд в течение 10 дней со дня выборов и таким правом обладают кандидаты в президенты. Но в следующем предложении записано, что обжалование в судебном порядке результатов выборов действующим законодательством не предусмотрено", — рассказал Костусев.
Татьяна Мельничук. Русская служба Би-би-си
Минск: ни дня без обысков и допросов
12 января 2011 08:23