Политика

СМИ: В России победил правовой нигилизм

28 декабря 2010 11:00

В 2005 году многие наблюдатели были готовы поверить в виновность Ходорковского, несправедливость видели лишь в том, что его наказали избирательно, пишет The Financial Times в редакционной статье. Но обвинения, на основании которых Ходорковский осужден на втором процессе, трудно воспринять иначе как надуманные, полагает издание.

Ходорковский - далеко не святой, говорится в статье, "он был беспощадно-амбициозным бизнесменом, на его счету - ряд худших злоупотреблений в сфере корпоративного управления". Но, возможно, кое в чем он теперь раскаялся, а его решение не бежать за границу придает ему определенный нравственный авторитет.

Второй приговор Ходорковскому не говорит ничего нового о российской судебной системе, зато обнажает всю шаткость политической власти в сегодняшней России, считает издание. "Единственный логический резон держать Ходорковского в тюрьме - страх (каким бы фантастическим этот страх ни казался), что он сделается могучим политическим оппонентом для тандема Путин-Медведев, - продолжает FT. - Пока Россия не поставит жизнеспособную демократию на место своей клептократии, смешанной с авторитаризмом, этот страх будет оправдан". Но, по мнению издания, реформы маловероятны, пока режим считает нужным держать Ходорковского за решеткой.

Вчера политическая вендетта Путина сразила очередную видную жертву: суд признал виновным Ходорковского, пишет обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл. "Другого исхода не могло быть изначально. В современной России бросить вызов Путину - все равно что встать на пути танка. Либо посторонись, либо жди, что тебя рано или поздно раздавят", - утверждает автор.

Одним из первых примеров "вендетты как орудия политики" Путина автор считает историю с видеозаписью, на которой был изображен человек, похожий на генпрокурора Скуратова. "Истинное преступление Скуратова состояло, видимо, в том, что он начал расследование коррупции в верхах, касавшееся Ельцина и его ближайшего окружения, к которому принадлежал Путин", - пишет он. В 2000 году Госдума проголосовала за увольнение Скуратова, одобрив предложение Путина.

Безжалостность Путина проявлялась вновь и вновь, оппозиционные партии, как пишет автор, давил "джаггернаут" "Единой России", таких способных политиков, как Михаил Касьянов, отстраняли за демонстрацию чрезмерной независимости, непокорные бывшие покровители типа Березовского становились "персонами нон грата".

"При ближайшем рассмотрении - я видел его в Хельсинки в нынешнем году, продолжает Тисдолл, - Путин не похож на великана-людоеда, каковым его иногда изображают критики. Этот невысокий мужчина, который в качестве компенсации занимается фитнесом и спортом на открытом воздухе, казался то надменным, то неуверенным в себе, то сердитым и обидчивым. Возможно, это объясняет его агрессию по отношению к тем, кто его критикует. Как бы то ни было, он часто экспортирует личную неприязнь и на международную арену", - пишет автор, упоминая о Саакашвили и Ющенко. В других случаях Путин перетягивает людей на свою сторону - например, Шредера и Берлускони.

Отказавшись пойти на попятный, Ходорковский стал очередной жертвой путинской политической вендетты, и, вероятно, не последней, заключает автор.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling