Экономика

СМИ: "Регионалы" убивают нефтепромышленную отрасль?

3 ноября 2010 08:09

В распоряжении газеты "КоммерсантЪ Украина" оказались данные Энергетической таможни, свидетельствующие о росте объема импорта нефтепродуктов у кременчугской "Ливелы". Об этом сообщается в статье "Ливела" входит в долю".

Так, в августе компания, не платящая акцизы, НДС и ввозную пошлину, импортировала 89 тыс. т нефтепродуктов из общего объема импорта в 408 тыс. т, в сентябре – уже 318 тыс. т из 498 тыс. т, а в октябре – 399 тыс. т из 518 тыс. т. При этом объем потребления нефтепродуктов, по информации Минтопэнерго, в августе и октябре составил по 900 тыс. т, а в сентябре – 895 тыс. т. Таким образом доля нефтепродуктов, импортируемых "Ливелой", в августе составила 10%, в сентябре – 36%, а в октябре – уже 44%. Сумма налоговых льгот, которые "Ливела" не заплатила в бюджет за три месяца, по данным Энергетической таможни, составила $253 млн.

"Ливела" добилась права на ввоз нефтепродуктов без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины в августе этого года через суды, ссылаясь на закон, действовавший в стране еще в 1990-х годах. Сейчас эти решения оспариваются Гостаможней. Эксперты и участники рынка утверждают, что фактическим владельцем "Ливелы" является народный депутат Партии регионов Владимир Зубик. Сам Зубик эту информацию опровергает.

Из-за беспошлинного импорта нефтепродуктов в сентябре прекратили перерабатывать нефть Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, а в середине октября заявил об остановке Одесский НПЗ. О возможной остановке сообщили и в "Укртатнафте". По мнению исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана, схема беспошлинного импорта нефтепродуктов в Украину подрывает нефтеперерабатывающую отрасль. НПЗ работают с уплатой всех налогов и конкурировать с льготными объемами импортного топлива не могут. Хан уверен, что из-за этого пропадают стимулы инвестировать в украинскую нефтепереработку.

Финансовый директор ТНК-ВР Джонатан Мьюир ранее заявлял, что из-за безналогового импорта у компании в Украине есть проблемы с достижением прогнозных ожиданий по показателю EBITDA. По его словам, ТНК-ВР "рассматривает различные опции" вплоть до ухода с рынка, хотя и хотела бы продолжать свой бизнес в Украине.

Генеральный директор сети АЗС "Донецкойлсервис" Виктор Мартиросян говорит, что до конца года "Ливела" может монополизировать весь импорт нефтепродуктов в страну: "Уже сейчас вслед за средним оптом розничные торговцы отказываются контрактоваться на декабрь у других компаний и начинают активно работать с 'Ливелой'". В пресс-службе ЛУКОЙЛа (Москва) прогнозируют, что объем недополученных государством из-за льготного импорта средств до конца года может достигнуть $1 млрд.

Недовольны ситуацией и в "Европейской бизнес ассоциации". На прошлой неделе ассоциация направила президенту Виктору Януковичу письмо, в котором говорится, что существование экономической дискриминации при импорте нефти и нефтепродуктов противоречит Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между европейским сообществом и Украиной от 14 июня 1994 года. "Европейская бизнес ассоциация" также отмечает, что предоставление экономических привилегий компании "Ливела" и "узаконенное уклонение ею от уплаты налогов" противоречит Соглашению о вступлении Украины в ВТО и Меморандуму о сотрудничестве с Международным валютным фондом.

Член комитета Верховной рады по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Гудыма полагает, что у импортера нефтепродуктов есть сторонники в Кабинете министров. "Я уверен, что их покрывают на самом высоком уровне",– говорит он. По словам народного депутата, члена комитета по ТЭК Сергея Пашинского, рынок нефтепродуктов в правительстве курирует первый вице-премьер Андрей Клюев. В пресс-службе Клюева комментировать ситуацию вчера отказались, объяснив тем, что "это слишком незначительный" вопрос, чтобы его комментировал первый вице-премьер, и невозможностью с ним связаться.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling