Ученые выяснили, какого цвета зебра

20 декабря 2021 06:38

Все три ныне существующих вида зебр, живущих на востоке и юге Африки, отличаются контрастной расцветкой. При этом, несмотря на неповторимый рисунок, кожа у все зебр одного цвета - черного, утверждает биолог из Калифорнийского университета в Дейвисе Тим Каро. А вот как быть с шерстью?

У белокожих людей часто бывают темные волосы, поясняет Каро, у зебр все наоборот - несмотря на черный цвет кожи у них больше белых волос, чем темных, а брюхо - и вообще, как правило, светлое. Так значит, они белые с черными полосами?

Но дело вовсе не в этом, а в том, что каждый волосок, будь то белый или черный, вырастает из фолликула (он же мешочек, он же волосяная луковица) с клетками меланоцита (это было обнаружено еще в 2005 году).

И вот эти самые клетки вырабатывают пигмент меланин, определяющий цвет кожи (шкуры) и волос (шерсти). Чем больше меланина, тем темнее цвет, а в случае с зебрами одни фолликулы вырабатывают меланин на полную мощность, а другие полностью отключили его производство.

Иными словами, "заводская настройка" зебр диктует, чтобы белые полоски были на черном фоне, пишет BBC.

Но зачем в мире животных, где камуфляж играет далеко не последнюю роль, нужна такая контрастная окраска? Каро и его коллеги еще в прошлом году пришли к выводу, что зебрам в принципе незачем маскироваться от хищников - они легко могут убежать от них, а вот слепни - совсем другое дело. От них не убежишь, и они являются переносчиками смертельных для зебр болезней.

В ходе экспериментов с лошадьми (те же зебры, только без полосок) ученые выяснили, что слепни избегают садиться на животных, покрытых попонами в шашечку или полосочку, и ничего не имеет против одноцветных попон.

"В мире очень мало млекопитающих с такими контрастными полосками, как у зебры, - поясняет Каро. - Так что я полагаю, функция отпугивания слепней уникальна именно для этих представителей семейства лошадиных, поскольку они особенно предрасполождены к заболеваниям, которые разносят в Африке кровососущие насекомые".