Астрономы нашли экзопланету, на которой год длится 16 часов

5 декабря 2021 12:45

Команда ученых из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружила экзопланету с суперкоротким годом, который длится всего 16 часов. Мало этого, планета стремительно приближается к своему солнцу и очень скоро встретит свой конец.

Исследователи сделали это открытие, проанализировав информацию, полученную с помощью космического телескопа TESS, разработанного Массачусетским технологическим институтом в рамках Малой исследовательской программы NASA и предназначенного для открытия экзопланет транзитным методом.

Этот телескоп работает на орбите Земли с апреля 2018 года и ищет планеты по периодическим изменениям в яркости звезд, когда эти планеты оказываются между своим светилом и объективом телескопа.

Именно так в созвездии Геркулеса на расстоянии 855 световых лет от Земли и была обнаружена планета TOI-2109b, оказавшаяся "горячим юпитером". И хотя астрономам известно довольно много таких газовых гигантов, TOI-2109b по-настоящему удивила их.

"Как планета размером с Юпитер оказалась на орбите длиною всего в несколько дней? В нашей солнечной системе ничего подобного нет", - отмечает соавтор исследования Ави Шпорер.

В самом деле, TOI-2109b в пять раз тяжелее и на одну треть больше нашего Юпитера, а его звезда в два раза массивнее Солнца. К тому же это почти самая горячая из известных экзопланет - температура на ее поверхности достигает 3300 градусов по Цельсию. При этом гигант находится всего в 2,4 млн км от своего солнца.

Но самое интересное, по мнению ученых, даже не в суперкоротком годе на TOI-2109b, а в том, что орбита планеты постоянно меняется, и она приближается к своей звезде с невиданной для космоса скоростью - от 10 до 750 миллисекунд в год.

Конечно, это не так быстро, чтобы оставить ученым шанс увидеть, как решится ее участь, но они продолжают наблюдения в надежде более детально изучить феномен орбитального распада - постепенного уменьшения расстояния между двумя орбитальными телами при их наибольшем сближении.

"Если нам повезет, то через год или два мы увидим, как эта планета приблизилась к своему солнцу, - говорит руководитель исследования, сотрудник Центра управления космическими полетами НАСА в Мэриленде Иэн Вонг. - Конечно, при нашей жизни эта планета не рухнет на свою звезду, но дайте ей еще десяток миллионов лет, и мы с ней распрощаемся".